У Союзного государства должен быть Суд, как у Европейского Союза

02 марта 10:22

Как заявил в интервью журналу «Союзное государство» заместитель председателя

Комитета Государственной Думы России по бюджету и налогам Владимир Никитин, сегодня есть возможности вернуть развитие Союзного государства в нормальное русло. Для этого, по его мнению необходимо сделать следующее:

— Во-первых, необходимо вывести судьбу Союзного государства из положения заложницы бюрократии двух стран и президентов. Надо четко обозначить, что личные симпатии или антипатии глав государств и их окружения друг к другу не должны влиять на строительство Союзного государства. Главное — это воля народов России и Белоруссии на воссоединение. И никто, даже высшее руководство двух стран, не вправе игнорировать это. Президенты и их окружение не должны ставить свои собственные амбиции выше народных, государственных. Строительство Союзного государства — это не просто мечта, а наказ десятков миллионов людей. И реализация данного наказа — обязанность и долг руководителей России и Белоруссии. Отказ от его выполнения и разрушение Союзного государства для президентов, депутатов и различных партий будет означать политическую смерть. Наш народ не потерпит новых Беловежских преступников-пройдох, пытающихся разрушить Союзное государство Беларуси и России, как когда-то разрушили СССР.

Во-вторых, в Договоре 1999 года заложен большой потенциал для разрешения всех спорных вопросов союзного строительства. Проблемы в топливно-энергетической сфере связаны во многом с тем, что механизмы разрешения конфликтов в Союзном государстве были только обозначены в Договоре, но так и не созданы. Так, в четвертой главе Договора сказано о необходимости создания Суда Союзного государства. Почему Греф, Христенко, Миллер и Вайншток пытаются решить проблемы нашего Союза с белорусами? Наличие союзного судебного механизма поможет урегулировать все проблемы, достичь единого толкования всех нормативно-правовых актов Союзного государства и решить тот или иной спор. Это означает, что если у сторон возникают какие-либо разночтения (а их уже около полутора сотен) подписанных соглашений, то не министерства и ведомства России и Белоруссии, и тем более не хозяйствующие субъекты (типа «Газпрома» и «Транснефти»), должны решать эти вопросы, а трактовать подписанные договора может только суд Союзного государства. И сегодня ничто не мешает созданию такого Суда. Высший государственный совет вносит кандидатуры девяти судей на утверждение парламенту Союзного государства. Да, у нас еще нет единого парламента, но все его функции до выборов единого парламента выполняет Парламентское собрание Союза России и Беларуси. И после этого Высший государственный совет должен утвердить Устав и регламент суда. Решения такого Суда будут обязательными для исполнения обеими сторонами. Если возникла проблема, что с 2001 года не выполняются соглашения о разделе экспортных пошлин на нефтепродукты белорусской стороной, то не Греф и Христенко должны решать с белорусскими министрами эти вопросы, а суд должен заставить подписавшую сторону следовать строго в русле соглашений. Прообраз такого суда мы можем увидеть на примере Суда Европейского Союза. Там четко прописано, как разрешаются спорные вопросы. Если Германия превышает дефицит своего бюджета, то не Блэр и Ширак указывают Германии на это нарушение, а это делает суд ЕС, который налагает штраф. Когда Франция превышала объемы вылова рыбы по квотам ЕС, главы и премьеры стран Европы не позорились так, как это произошло у нас. Соответствующий судебный орган ЕС направлял в Париж телеграмму о взыскании штрафных санкций. Никакого скандала и все цивилизовано. Никакие споры не должны решаться заинтересованными сторонами в лице чиновников и руководителей компаний, отметил Никитин.