Создание Союзного государства остается для нас безусловным приоритетом — Грызлов

26 января 15:02

25 января 2007 года Председатель Партии, Председатель Государственной Думы, Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Борис Грызлов прокомментировал итоги специального заседания Совета Государственной Думы, посвященного вопросам торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации с Республикой Беларусь и Союзного государства:

— На Совете состоялось детальное и обстоятельное обсуждение всего комплекса российско-белорусских отношений. Создание Союзного государства остается для нас безусловным приоритетом, и никакие трудности и разногласия не могут поставить ее под сомнение.

В ходе обсуждения, в котором приняли участие и представители исполнительной власти, были высказаны различные предложения по дальнейшему развитию сотрудничества России и Беларуси.

Основной итог заседания Совета палаты – мы подтвердили неизменность курса на строительство Союзного государства, тем более что договорная основа для этого имеется уже солидная.

Состоявшееся обсуждение подтвердило, что роль парламентариев, парламентской дипломатии в интеграционном процессе очень значима. Мы намерены и в дальнейшем ее повышать. Для этого будут использоваться все форматы диалога, в том числе возможности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, которое уже стало площадкой, позволяющей качественно и заинтересованно обсуждать наиболее острые вопросы.

Мы приняли решение до 5 февраля 2007 года подготовить проект рекомендаций Государственной Думы по дальнейшему развитию российско-белорусских отношений и строительству Союзного государства, с тем, чтобы рассмотреть их на Совете Думы 6 февраля 2007 года».

Выступление Председателя Государственной Думы, Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Б.В. Грызлова на специальном заседании Совета Государственной Думы по вопросам торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации с Республикой Беларусь и Союзного государства.

Уважаемые коллеги!

Мы не так часто проводим специальные заседания Совета палаты. Сегодня мы проводим такое заседание. Нам предстоит рассмотреть вопросы исключительно важные для дальнейшего позитивного развития отношений России и Беларуси, для будущего двух братских народов.

Мы собрались для того, чтобы, с одной стороны, вспомнить о наших достижениях – в частности, в социальной, миграционной, правоохранительной сферах, – и для того, чтобы обсудить накопившиеся проблемы, прежде всего в экономической интеграции. Если их своевременно не решать, то и достижения во многом потеряют свой смысл, тем более что на наших недостатках пытаются спекулировать, использовать их против нас как аргумент против дальнейшей интеграции России и Беларуси.

Прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что наша задача – не свёртывание интеграционных процессов, а их развитие. В начале этого года и в Беларуси, и в России прозвучал ряд достаточно жёстких заявлений, но они не должны вводить нас в заблуждение. Мы должны рассматривать эти заявления как свидетельство существования проблем. Но эти проблемы нам предстоит решить в интересах народов России и Беларуси.

Главная задача сегодняшнего дня – сделать процесс развития российско-белорусских отношений максимально прозрачным. Не только на уровне законодательных актов, что делает Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, но и на уровне их реализации.

С 90-х годов идёт процесс российско-белорусской интеграции. В 1999 году был подписан Договор о создании Союзного государства и Программа действий по реализации этого Договора. Что же сделано в рамках этой Программы? Подписано 129 договоров и соглашений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь по различным направлениям сотрудничества. Учреждены и постоянно действуют Высший Государственный Совет, Совет Министров Союзного государства и Постоянный Комитет. Функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

Одним из значимых достижений можно считать бюджет Союзного государства. В 2006 году он был утверждён в сумме 3,1 миллиарда рублей. Бюджет Союзного государства на 2007 год возрос по сравнению с бюджетом на 2006 год более чем на 30 процентов.

В бюджете Союзного государства предусмотрено финансирование 35 программ, подпрограмм и мероприятий, в том числе четыре новых программы и шесть мероприятий социальной направленности.

В целом за последние годы реализовывалось свыше 40 различных программ, в которых были задействовано более 300 тысяч граждан, которые работают на восьми тысячах предприятий.

Товарооборот в 2006 году составил 17,6 миллиардов долларов, что на 41 процент больше уровня 2005 года. То есть мы видим существенный рост товарооборота. На долю России приходится более 57 процентов от всего объёма товарооборота Беларуси. 80 субъектов Федерации поддерживают торгово-экономические, научно-технические и культурные связи с Беларусью.

Регионы России закупают более 50 процентов производимых в Беларуси тракторов, 65 процентов МАЗов, 95 процентов телевизоров и более 80 процентов холодильников.

Необходимо отметить, что и совместная деятельность правоохранительных органов и специальных служб находится на высоком уровне. Я говорю о разделах выполнения программ. В ходе мероприятий, проведённых в рамках соответствующей программы, у преступников изъято денежных средств и товарно-материальных ценностей на суммы свыше 773 миллионов рублей. Выявлено неуплаченных таможенных платежей на сумму пять миллионов долларов, наложено штрафов на сумму свыше 70 миллионов рублей, изъято около 140 тысяч единиц оружия и боеприпасов, свыше 21 тонны наркотиков. Из криминального экономического оборота изъято свыше девяти миллионов долларов США.

Проводится единая пограничная политика – протяжённость российско-белорусского участка границы составляет более 1223 километров. На границе совместно с пограничными войсками Белоруссии проводится комплекс мероприятий по пресечению въезда с территории Белоруссии в Российскую Федерацию граждан государств, с которыми у России установлен визовый порядок пересечения границ.

На стадии согласовании находится проект программы Союзного государства по обустройству внешней границы до 2011 года. В годовом бюджете текущего года также предусмотрены средства на обустройство границы.

По вопросу осуществления совместной политики в области обороны, координации деятельности в области военного строительства, совместного использования военной инфраструктуры, разработки и размещения совместного оборонного заказа, функционирования региональной группировки войск приняты и подписаны следующие документы.

Во-первых, принята Военная доктрина Союзного государства. Подписаны: Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместном использовании объектов военной инфраструктуры Республики Беларусь и Российской Федерации в интересах обеспечения безопасности государств;

Соглашение о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере;

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о военном сотрудничестве.

Завершается подготовка двустороннего соглашения о создании единой региональной системы ПВО Союзного государства.

В Республике Беларусь находится целый ряд важных элементов военно-технической инфраструктуры, в которой заинтересована Россия. В частности, радиолокационная станция под Барановичами, это станция предупреждения о ракетном нападении, и пункт управления подводными лодками в Вилейке и ряд других пунктов.

Проводится согласованная политика в области охраны труда и социальной защиты населения и пенсионного обеспечения. Реализуется Договор о равных правах граждан. Это очень существенный договор. Значимым шагом стало создание единого миграционного пространства России и Белоруссии, благодаря чему наши граждане имеют возможность ездить по внутренним паспортам без оформления миграционных карт. Обеспечиваются равные имущественные права граждан обоих государств, а также равные возможности в получении образования и трудоустройства.

В конце прошлого года ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения. Это дало возможность сократить сроки оформления пенсий и дать гарантии нашим пенсионерам, что они будут их получать в одном из государств до назначения пенсии в другом государстве.

Готовятся к ратификации: Соглашение об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства;

Протокол к Межправительственному соглашению об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество;

Межправительственное соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации.

Одобрено положение по разработке проекта программы по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой сфере и об уровне социальных гарантий граждан Белоруссии и России до 2009 года.

На хорошем уровне российско-белорусское сотрудничество в области образования, науки и культуры. Многого удалось добиться в обеспечении единого информационного пространства.

Что же не сделано? Не исполняются пункты, касающиеся выравнивания основных макроэкономических показателей и проведения единой структурной политики.

Трудно привести к единому балансу две различные экономические модели и различные хозяйственные механизмы функционирования национальных экономик. То же самое можно сказать и о проблеме унификации налогового законодательства и проведении единой налоговой политики.

Разумеется, каждое государство стремится к эффективному налоговому администрированию. Но опять же, при разных экономических моделях существуют разные принципы построения налоговой системы.

К сожалению, до сих пор не создана унифицированная нормативно-правовая база в отношении эмиссии и размещения ценных бумаг, сделок с ценными бумагами. В этой сфере каждое государство фактически работает в рамках своих законов.

То же самое можно сказать и о единой политике в области ценообразования и механизмах её осуществления.

Это стало одним из элементов недопонимания в регулировании цен и тарифов в сфере энергетики и транспорта. В таких условиях, при существовании двух разных подходов, объединение энергетических систем практически невозможно.

По вопросу введения единой валюты, а срок был по программе – 2005 год, пока не созданы зона свободной торговли, таможенный союз, платёжный союз, не решён вопрос об эмиссионном центре.

Пока этого не сделано, говорить о введении единой валюты нереально. Какая может быть свободная торговля, если сегодня, по информации Минэкономразвития, в Республике Беларусь действует 59 всевозможных ограничений в отношении российских товаров? Это различные квоты, запрет на госзакупки, отсутствие преференций, которыми пользуются поставщики других стран, в частности, по налогу на добавленную стоимость. Сейчас существующие претензии доведены до сведения белорусских коллег. Надеюсь, что по этим вопросам будет продвижение.

Есть определённые положительные сдвиги в вопросе формирования общего рынка услуг связи, хотя по-прежнему нельзя сказать, что общий рынок услуг связи уже полностью сформирован. Формирование единого научно-технического пространства – процесс сам по себе длительный и сложный, поэтому по вполне объективным причинам здесь вряд ли можно ожидать быстрых результатов.

Одна из причин, почему по ряду важных вопросов нам не удалось прийти к общему знаменателю, заключается в том, что все содержащиеся в Программе мероприятия были запланированы ещё в 1999-2000 годах. За это время многое изменилось, но изменений, которые бы отвечали реальной ситуации, в Программу до сих пор не внесено.

Многие вопросы могли бы быть сняты принятием Конституционного Акта. Была проведена огромная работа по его подготовке, однако процесс оказался непростым. Очевидно, что принятию Конституционного Акта должен соответствовать длительный процесс сближения, в том числе по экономическим вопросам, и успех этого сближения будет зависеть во многом и от того, удастся ли нам установить реальные доверительные союзнические отношения. Несмотря на политику максимального благоприятствования со стороны России, Правительство Белоруссии так и не смогло использовать те главные преимущества, которые у него были, – это открытость российского рынка и дешёвые энергоносители. Всё это можно было использовать для полномасштабной модернизации экономики страны. Наверное, надо отметить, что нет другой страны, которая бы получала от России такую значительную поддержку столь длительный период.

Что делать дальше? Прежде всего, обеспечить максимальную прозрачность отношений между российской и белорусской экономиками. Да, мы поддерживаем, и будем поддерживать Беларусь, в том числе и финансово-экономическими мерами. Мы будем помогать Белоруссии реализовывать её суверенные права. Мы не допустим её международной изоляции. Но мы никому не позволим обращать нашу поддержку против национальных интересов России. Мы не хотим, чтобы российские деньги направлялись не на реальное строительство Союзного государства, а на поддержание мифа о том, что оно уже есть, хотя для этого предстоит сделать ещё очень и очень много. И нельзя рассматривать стремление России навести элементарный порядок в хозяйственных делах как покушение на саму идею Союзного государства.