Мы должны ставить задачу воссоединения народов России и Белоруссии — эксперт

24 января 22:58

О том, какие задачи надо ставить России для воссоединения великорусского народа, а также о позициях российских элит в отношении Союзного государства в интервью ИА «Национальные интересы» рассказывает руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев.

— Александр Владимирович, какую сейчас, с вашей точки зрения, нужно ставить цель в отношениях России и Белоруссии?

— Сейчас, как мне кажется, мы находимся в периоде переосмысления всего того, что происходило в отношениях с Белоруссией. Мы пытаемся ответить на вопрос, правильно ли мы сформулировали тактику и механизм построения союзных отношений с Белоруссией. Мы сейчас это активно переосмысливаем.

С моей точки зрения, сейчас надо сосредоточить усилия на поисках других моделей сотрудничества, не отвергая идею Союзного государства. Может, стоит и нужно выдвигать идеи более значимые, но которые могут быть достигнуты в исторической перспективе. Например, идею воссоединенного народа и воссоединенной нации. То есть, если считать, что белорусский народ это часть великорусского народа, его западная ветвь, то надо ставить такую цель – воссоединения нации где-то в далекой исторической перспективе. Эту идею надо смело публично провозглашать и не бояться этого. Она только кажется иллюзорной, на самом деле, она вполне достижима. И, таким образом, если эта идея будет сопутствовать строительству Союзного государства, то это можно будет только приветствовать.

— Есть ли сейчас разногласия у российских элит по поводу строительства Союзного государства с Белоруссией?

— По отношению к Белоруссии я не вижу среди российских правящих элит никакого противостояния или каких-то диаметрально противоположных позиций. Там идет речь о темпах интеграции. Многие правящие группы и лидеры России по-разному оценивают, насколько надо интенсивно продвигать то или иное направление интеграции. Например, одни группы считают, что приоритетом является экономическая интеграция, другие считают, что валютный союз. Третьи считают, что нет, не надо ставить лошадь позади телеги, надо двигать политическую интеграцию – выдвигать Союзный парламент, формировать надгосударственные органы и так далее. Конечно, это всё разные подходы к тактике построения Союзного государства. Но, что касается идеи Союзного государства, я не вижу различий у правящей элиты России, я не вижу полярно противоположных мнений. Все за!

— Стоит ли сводить сотрудничество с Белоруссией только к проблеме нефтегазовых отношений?

— Я всегда был против, чтобы сводить наши отношения только к энергоресурсам – к транзиту, их потреблению и так далее. Поскольку интеграционная база у двух государств более основательная, более широкая, чем ресурсная база. Например, у военно-технического сотрудничества есть позитивные перспективы. Дело в том, что как раз именно в этом сотрудничестве заинтересованы оба государства. И, несмотря на попытки отдельных политиков в Белоруссии поднимать вопросы о нахождении двух военных баз на территории Белоруссии, со стороны военных белорусских экспертов и специалистов, руководства Министерства обороны Белоруссии, подход совершенно иной. Они как раз во многом полагаются на военно-техническую помощь со стороны России, которую Россия все эти годы им оказывала. И, кроме того, Россия является и ядерным гарантом Белоруссии.

— Как вы считаете, есть ли у России сегодня стратегические союзники?

— Армия и флот — как и было раньше в Российской империи. Российская империя и Россия как наследник Российской империи это такое самодостаточное государство, которое богато не только природными ресурсами. Оно достаточно мощное государственное образование. И, конечно, России стоит и необходимо искать стратегических союзников, но, зачастую, и так бывало в истории Российской империи, таких союзников не оказывалось, и Россия опиралась на собственные силы и довольно успешно. В этих ситуациях, в которые попадала Россия, она, в основном, ориентировалась на внутренние силы, реформируя свои собственные ресурсы. Например, так происходило в годы Великих реформ 19 века. Россия тогда оказалась в полной международной изоляции. Тем не менее, она за счет внутренних преобразований и внутренних реформ смогла самостоятельно, в одиночку сломать эту очень жесткую международную изоляцию. То же самое, видимо, следует делать и сейчас – сосредоточиться на внутреннем развитии страны, а не тратить силы и ресурсы на поиск стратегических союзников – они найдутся сами, не волнуйтесь!

Беседовал Глеб Нестерович, ИА «Национальные Интересы», Москва