Белорусские НПЗ.А что дальше?

17 января 20:20

Белорусское правительство, насколько успело, подготовилось к подорожанию энергоресурсов: нарастило золотовалютные мускулы, сократило к концу 2006 года расходы консолидированного бюджета, в результате профицит достиг необычно высокого для конца года уровня — 3,5% от ВВП. Помимо этого, средства аккумулировались и в Фонде национального развития: ключевых белорусских экспортеров обязали перечислять туда часть прибыли. Первоначально в минувшем году планировались собрать в Фонд 61,9 млрд. рублей, но по ходу план несколько раз пересматривался. В конце ноября правительство определило новую величину резерва — до 1,3 трлн. рублей (около 1,7% годового ВВП), и, соответственно, норму отчислений из прибыли «Мозырского НПЗ», «Мозырского НПЗ плюс», «Белоруснефти», «Беларуськалия» и др. крупных предприятий.

Как акционер «Мозырского НПЗ», который белорусское правительство обязало перечислить в Фонд национального развития 229 млрд. рублей, российская «Славнефть» тут же направила в правительство Беларуси письмо, указав на неправомерность данного решения: распределение прибыли — прерогатива высшего органа акционерного общества. Тем более что прибыль, полученная белорусским предприятием за 2005 год, уже была распределена и использована, в том числе и на реализацию инвестиционных проектов. Как сообщил ПРАЙМ-ТАСС представитель наблюдательного совета ОАО «Мозырский НПЗ», ответа на свое обращение компания не получила.

«Славнефть» обратилась к официальному Минску повторно с заявлением о недопустимости распределения прибыли ОАО «Мозырский НПЗ» в одностороннем порядке. Это решение может «сильно усугубить финансовое положение предприятия, поскольку с 1 января по новым условиям завод вынужден покупать нефть с учетом пошлины в 53 долларов за тонну», — пояснил член наблюдательного совета.

По его словам, если предприятие выполнит решение правительства, то столкнется с недостатком финансовых средств на закупку нефти. «Это означает, что предприятие вынуждено будет обращаться за кредитами, в результате чего примерно на 10% снизится рентабельность его работы», — подчеркнул он.

В конце минувшего года «Мозырский НПЗ» направил в правительство расчеты, аргументирующие необходимость отмены выплаты.

В письме говорилось, что указанная сумма является минимальной обязательной частью дивидендов на акции, принадлежащие белорусской стороне. Это означает, что аналогичные дивиденды на свой пакет акций должны получить и другие акционеры ОАО «Мозырский НПЗ»: компания «Славнефть» и ООО «Мозырский НПЗ плюс». Согласно постановлению правительства, ООО «Мозырский НПЗ плюс» также должно перечислить в Фонд 65 млрд. руб. Данная сумма соответствует размеру дивидендов этого общества за 2005 год. В результате «Мозырский НПЗ» обязан выплатить не только 229 млрд. рублей в виде своего платежа, но и 65 млрд. рублей в качестве платежа ООО «Мозырский НПЗ плюс». В конце 2006 года правительство Беларуси поручило Минфину в безакцептном порядке списать со счетов «Мозырского НПЗ» причитающиеся суммы в Фонд национального развития.

Получается, что, помимо новых схем раздела нефтяных пошлин между Беларусью и Россией, по местным нефтеперерабатывающим заводам бьет собственное правительство?

«Двойного налогообложения для российских компаний, перерабатывавших нефть в Беларуси, не будет, — подчеркивает эксперт исследовательского центра «Институт приватизации и менеджмента» Елена Ракова. — Пошлины будут браться сразу, на «входе», за всю поставляемую в Беларуси нефть по 53 доллара за тонну, и мы больше не за что не должны». «Не знаю, какие аргументы белорусской стороны были приняты на переговорах во внимание, но Россия пошла нам на большие уступки, и по нефти наши выторговали очень хорошие условия. Фактически россияне помогли нашему бюджету», — отметила экономист. Но здесь, говорит Е.Ракова, нужно различать интересы. «Раньше было три группы интересов: российский бюджет, который полностью проигрывал, ничего не получал. Белорусский бюджет, который получал суперприбыли за счет очень выгодной нефтепереработки. И российские «давальцы» — компании, которые получали свои сверхприбыли, и которые как-то с кем-то их делили здесь, — пояснила эксперт. — Сейчас по этой схеме в плюсе оказывается белорусский бюджет — пошлины нам идут, российский бюджет — получает 1 млрд. долларов, но в минусе осталась белорусская нефтепереработка и российские давальцы». По ее словам, «россиянам сейчас поставлять нефть на белорусские НПЗ не выгодно. «Наши заводы теперь сами должны покупать нефть, находя оборотные средства. Прибыль белорусских НПЗ значительно снизится, и дальше будет все сложнее и сложнее»». Таким образом, финансовые потоки перераспределили от компаний в госбюджет, резюмировала Е.Ракова.

Напомним, президент России Владимир Путин оценил на днях поддержку «белорусских партнеров» по газу примерно в 3,3 млрд. долларов, по нефти и нефтепродуктам — в 2,5 млрд. долларов, причем вторая цифра, говорит он, «посчитана точно и согласована с белорусской стороной».

«Итак, 5,8 млрд. долларов только на энергоносителях — это поддержка белорусской экономики в 2007 году. Если мы вспомним, что, по данным нашего Минфина, весь бюджет Белоруссии в 2007 году в долларовом эквиваленте составляет около 14 млрд. долларов, то наша поддержка выражается в цифре примерно 41% от этой цифры. Согласимся, что это много, но это плата России за спокойный, мягкий союзнический способ перехода к рыночным отношениям и поддержка братского белорусского народа», — резюмировал Путин.

В Минске же еще не подсчитали, сколько приобрели, сколько потеряли. Как сообщила «Белорусским новостям» член парламентской комиссии по бюджету, финансовой и налоговой политике Светлана Гиль, окончательные цифры, показывающие выигрыш или проигрыш белорусского бюджета, еще не выведены. «Пока в Министерстве финансов ведутся расчеты. Безусловно, какие-то потери будут. А, может, и нет. Ведь мы не владеем цифрами об объеме тех же нефтепродуктов, о том, как идет торговля ими, по какой цене — это все нужно просчитывать», — сказала она. Тем не менее, по мнению парламентария, «однозначно можно сказать: мы выиграли, поскольку все-таки нашли цивилизованный выход и путь, который в дальнейшем позволит решать сложные торговые проблемы». Как заметила С.Гиль, «хотим мы того или нет, но это только первые ласточки». Россия, говорит она, «стремится вступить в ВТО. Уже возникли вопросы с нашими кондитерскими изделиями, с сахаром, а, возможно, возникнут и с другими белорусскими товарами. Но важно то, что сели за стол переговоров, что Россия показала, какая у нее политика (пусть такая политика нам и не нравится, и, на наш взгляд, можно было бы более деликатно с нами обращаться)».

По прогнозам С.Гиль, «какие-то изменения в бюджете будут, это однозначно. Но, если, как заверяют специалисты, цена газа серьезно не скажется на цене продукции, то, естественно, ни на производстве, ни на сбыте (для нас очень важно сохранить рынки сбыта), эти изменения серьезно не отразятся».

«Ведь и до повышения цены предприятия получали газ не по 46 долларов, — отметила член парламентской комиссии. — Кроме того, цена на готовую продукцию не возрастает соразмерно росту стоимости газа: нужно смотреть, какую долю в себестоимости составляет энергетические затраты». Так, по ее словам, у «Керамина», цементных заводов очень большое энергопотребление — «там, конечно, цены на товары поднимутся. А на товары народного потребления, продукты питания повышение цен на газ сильно не повлияет».

Говоря о судьбе белорусских НПЗ, С.Гиль подчеркнула, что на чашу весов в этом вопросе следует класть их технические и технологические возможности: «У нас современные, новейшие заводы. У нас очень глубокая переработка нефти, нефтепродукты выходят очень высокого качества. Поэтому, я думаю, даже, если для российских компаний цена сбыта нефти в Беларуси стала не настолько привлекательная, они потеряли интерес не на 100%».

Кроме того, продолжила она, «сколько бы ни говорили о том, что для великой России маленькая Беларусь не имеет большого значения, но мы — стратегические партнеры. И рано или поздно этот фактор будет превалировать», — убеждена парламентарий. По сообщению БеланПАН.