Режиссер Зарина Пафифова: В этом фильме я постаралась передать именно ту атмосферу, которая царит у нас

08 декабря 11:47

Сегодня, когда мы говорим об искусстве, и кинематографе в первую очередь, то как правило имеем в виду продукты творческой активности столичных режиссеров и сценаристов, в крайнем случае – режиссеров из крупных городов. Тем удивительнее, что и в провинции, включая республики Северного Кавказа, живут и работают настоящие мастера своего дела. Создатель и руководитель ART-студии «SoZARee» Зарина Пафифова – одна из них. Делать лучше мир и себя – настоящее кредо нашей собеседницы, которой мы задали ряд вопросов.

Кавказская девушка — режиссер. Довольно непривычное сочетание. Зарина, расскажите, как вы пришли в профессию?

Все началось еще в детстве. Когда мне исполнилось десять, я начала записывать свои сны в виде сценариев. Тогда, даже не зная о существовании профессии кинорежиссера, я стала говорить, что хочу снимать кино. И первые шаги на этом поприще осуществила, как только в семье появилась видеокамера.

Желание стать кинорежиссером только усиливалось, но, уступив настоянию родителей, я получила «серьезную профессию» бухгалтера. Едва мне исполнилось 18, в творческой жизни наступил тайм-аут: я перевелась на заочное отделение, совмещая учебу с работой.

В один прекрасный день, узнав о грантах на поддержку молодым предпринимателям, увидела в этом шанс вернуться к своей большой киномечте. Когда мне сообщили, что проект попал в финал, я уволилась с работы, и открыла собственную студию под названием «Sozaree».

Было несколько попыток снять фильм с друзьями, но по разным причинам съемки приходилось отменять, также не было уверенности в том, что мы справимся с поставленной задачей. Отправной точкой послужило то, что весной 2016 года наша студия открыла первую республиканскую киношколу, предназначенную для тех, кто мечтает связать свою жизнь с кинематографом, где я также была в качестве преподавателя и раскрывала такие темы как режиссура, мастерство актера, этапы написания сценария, навыки операторской работы, психология цвета и света, правила монтажа, стадии кинопроизводства. Именно этот курс помог мне детально прояснить весь процесс создания фильма, и свести страхи к минимуму. Затем в мае 2017 года, проведя отбор желающих сниматься в дебютном фильме, мы приступили к съемкам. Назад пути не было. Мы медленно, но верно шли к поставленной цели. Наконец, 5 марта 2020 года вышел в свет фильм «Это была ты?!», снятый на любительский фотоаппарат, без привлечения инвестиционных средств, одобренный Министерством Культуры РФ, который начали крутить на больших экранах кинотеатров нашей республики.

Кто вас поддерживал, может быть даже вдохновлял?

С моим дебютным фильмом меня поддерживали очень многие: оператор, звукорежиссер, весь актерский состав, несмотря на то, что все делали эту работу для души, без финансового вознаграждения. Порой мне самой не верится, что я смогла их везти за собой столь длительный период, и все же каждому благодарна за их огромный вклад и самоотдачу.

У вас в фильме снимаются известные актеры. Их не пришлось уговаривать сниматься у начинающего режиссера?

От известных актеров несколько раз получала отказ. Как признался после съемок один из них, причина была в том, что обо мне никто не слышал ранее, но в его случае моя настойчивость одержала победу, о чем в итоге, по его словам, он не пожалел.

Кого бы вы мечтали снять в своем следующем фильме?

Честно признаться у меня нет каких-то конкретных любимчиков среди актеров, я просто люблю снимать кино и работать в команде. Да, далеко не у всех получается сходу вжиться в роль, но в любом деле поддержка и вера в талант помогают актерам раскрыть свой потенциал.

Вам приходилось встречать какие-либо препятствия? Ну те самые пресловутые «огонь, воду и медные трубы»?

На каждом этапе создания данного фильма нам снова и снова приходилось сталкиваться с обстоятельствами, которые не создали бы проблем, будь у нас бюджет. С местами для съемок приходилось заранее договариваться, иногда из-за погодных условий необходимо было менять локации, выбора среди которых у нас особо не было. Бывало техника ломалась. Из-за отсутствия необходимых приспособлений, работа со светом оставляла желать лучшего. Да и компьютеры не могли справиться с цветокоррекцией и эффектами, которых в фильме не так много.

Слоган фильма гласит что «это обычное кино, для обычных людей». Кто для вас зритель? Каким вы его видите?

Изначально сценарий был создан максимально простым и приближенным к реальности, для возможности снять его в Нальчике без привлечения инвестиций, учитывая, что не было работ, которые можно было бы продемонстрировать потенциальным спонсорам. Фильм был создан для местных жителей Кабардино – Балкарии, которые обязательно смогут разглядеть в ком-то из наших героев знакомого, и возможно даже близкого человека.

Как вы считаете, в чем более всего нуждается искусство в провинции?

По своему опыту могу сказать, что не знаешь с какой стороны подступиться, с чего начать, когда возникает идея снять кино. Потому искусство в провинции сильно нуждается в информационной поддержке и финансировании. В учебных заведениях нет возможности практиковать получаемые теоретические знания. Зачастую, по этой причине, многие дипломированные режиссеры остаются в тени. Мне же, как человеку без режиссерского образования, хотелось бы ходить на какие-то дополнительные курсы по данному направлению, или хотя бы просто иметь возможность консультироваться со знающим специалистом. Что? Где? Как? Очень много вопросов, на которые трудно найти ответы, если кто-то не направит.

Зарина, а у вас не было цели изменить представление о Кавказе? Ваш фильм такой добрый, позитивный. После просмотра хочется посетить Кабардино — Балкарию.

Разумеется, как и в любой точке мира, и у нас на Кавказе есть плохие люди, но в этом фильме я постаралась передать именно ту атмосферу, которая царит у нас.

В фильме есть эпизод, где мать главного героя говорит, что недостаточно того, чтобы девушка была из хорошей семьи, надо чтобы она была из хорошего рода. На самом деле смотрят из какого рода девушка или это только в кино?

Практически всех героев я создала по подобию людей, которые непосредственно находятся в моем окружении. Мать главного героя – не исключение. Почти все старшее поколение по сей день делает особый акцент на род и фамилию как жениха, так и невесты. Но, судя по-нашему и подрастающему поколению, на это все меньше обращают внимание, что, по-моему мнению, является более гуманным.

У вас есть кумиры в профессии?

Одним из главных кумиров для меня является Леонид Гайдай. Его тонкий, местами по-детски добрый юмор вызывает у меня особое восхищение.

Что вы могли бы посоветовать начинающим коллегам по профессии?

Режиссура – довольно сложная и ответственная работа, которая доставляет много (приятных) хлопот. Но, как поется в песне «кто в этот мир попал, навеки счастлив стал…». Как бы банально это ни звучало, если есть мечта, надо идти к ней и никогда не сдаваться!