Творческий путь Айдара Халима. От дворника до писателя
Недавно 50 лет творческой деятельности отпраздновал татарский писатель Айдар Халим. Сегодня хочется рассказать о его творческом пути. Будучи обычным дворником, он вскоре стал одним из самых ярких и противоречивых деятелей не только татарского народа, но и всей России, рассказывает Независимая газета.
До получения диплома журналиста, будущий писатель уже публиковал собственные стихи, в которых критиковал политику Советского Союза и РФ в отношении татарского народа. Халима запрещали, увольняли, однако дело свое он не бросал.
Благодаря Айдару общественность узнала (из книги писателя «Татарский воин»), кто именно водрузил Знамя Победы над немецким Рейхстагом 30 апреля 1945 года. Этим солдатом был башкирский татарин Газетдин Загитов, пусть и велась острая полемика о первенстве знаменосцев. Однако писатель не имеет в виду, что все лавры должны принадлежать одному воину, он указывает на то, что Знамя водрузил каждый из народов России.
После развала СССР, Айдар Халим в своей публицистике сопереживал судьбам татар, взгляды его становились все более радикальными, что вызывало непринятие у российского общества. Неверно будет заявить, что Айдар Халим – родоначальник радикальных идей, он – лишь певец своего народа, переживавший за него в 90-е. Однако с «подъемом» страны, «поднимались» и взгляды писателя, когда он уже полностью признавал и поддерживал политику Владимира Путина.
Но не стоит зацикливаться лишь на политической стороне Айдара, ведь помимо политики и публицистики, он также занимался прозой, поэзией и драматургией.
Свое первое стихотворение автор написал в пятнадцать лет. Через тридцать лет он уже был создателем пятнадцати книг на башкирском и русском языках. К 76 годам его пьесы ставятся на сцене Башкирского академического театра драмы, тогда как фильм «Трехногая кобыла», которая была снята по автобиографической повести Айдара, выиграла приз на Казанском фестивале мусульманских киноработ «Золотой Минбар».
Это повесть о 1948-м годе, когда деревенский мальчик и его кобыла Бамбук намереваются спасти вдову фронтовика Кабира Санию, преодолевая по пути различные трудности. Критики же углядели в работе судьбу целого народа, плетущегося как хромая кобыла, ведомая ребенком.
Такими же словами можно было бы охарактеризовать и взгляды самого писателя в отношении любви всей его жизни – татарского народа, который должен гордиться тем, что к его числу принадлежит такой яркий интеллектуал и авторитет, как Айдар Халим.