Новую международную стипендию Владимира Потанина представляет Гуггенхайм
Накануне открытия Венецианской биеннале-2019 Музей Соломона Р. Гуггенхайма объявил об учреждении на средства целевого пожертвования попечителя музея Владимира Потанина международной стипендии в сфере сохранения современного искусства.
Чтобы проиллюстрировать весь спектр тем, которые попадут в фокус этой стипендиальной программы, музей и фонд Соломона Р. Гуггенхайма и Благотворительный фонд Владимира Потанина провели панельную дискуссию под названием «Создавая будущее: сохранение современного искусства в цифровую эпоху». Модератором обсуждения выступила Лена Стрингари, заместитель директора по вопросам хранения и реставрации Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. Благодаря стипендии высококлассный русскоговорящий специалист по сохранению культурного наследия сможет в течение 12-18 месяцев принимать активное участие в работе фонда и музея Гуггенхайма и на личном опыте оценить важность этой работы сегодня. Стипендиальная программа создана в сотрудничестве с Благотворительным фондом Владимира Потанина и при личной поддержке Владимира Потанина. С 2002 года Владимир Потанин является членом Попечительского совета фонда Соломона Гуггенхайма, а с 2003 года – председателем Попечительского совета Государственного Эрмитажа.
Директор музея и фонда Соломона Р. Гуггенхайма Ричард Армстронг заявил: «Такие знаковые межкультурные инициативы, как стипендия Владимира Потанина, способствуют активному вовлечению нового поколения специалистов в сохранение культурного наследия современности. Благодаря поддержке Фонда Потанина эта программа внесет заметный вклад в развитие международного сотрудничества в сфере реставрации и консервации культурного наследия, послужит стимулом для учреждения новых стипендий и объединит хранителей и реставраторов, художников, ученых и историков в решении сложных проблем сохранения материалов и методов современного искусства. Мы благодарим нашего друга и попечителя Владимира Потанина за щедрость, но, главное, за то, что он осознает острую необходимость подобной работы».
Владимир Потанин, в свою очередь, отметил: «В современном мире все более важной становится поддержка инициатив, которые объединяют творчество и знания, инновации и наследие, а также открывают новые возможности для диалога между культурами и сообществами. Выполняя важные музейные задачи по сохранению культурного наследия, музеи успешно работают с социальными вызовами как на местном, так и на мировом уровнях, и делятся этими практиками друг с другом, преодолевая любые географические или политические границы.
Музей Гуггенхайма известен в музейном мире своим глобальным подходом, смелыми идеями и обширным опытом стипендиальных программ и проектов сохранения наследия. Сложно представить себе другую организацию, обладающую большим потенциалом для реализации нашей программы. И я верю, что стипендиаты программы музейной консервации Владимира Потанина внесут вклад в преумножение знаний, выявление и развитие новых талантов, продвижение межкультурного обмена».
На протяжении всего срока работы в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке стипендиат программы будет принимать участие в изучении коллекции, а также в подготовке различных выставок и экспозиций вместе с сотрудниками музея, получая тем самым доступ к самым передовым методам сохранения и реставрации художественных произведений. При разработке программы будут учитываться приоритетные направления деятельности как музея Гуггенхайма, так и организации, сотрудником которой является стипендиат, а также его опыт и профессиональные интересы.
Планируется, что в 2020 году первый стипендиат вместе с реставраторами музея приступит к углубленному изучению работ Василия Кандинского из коллекции Гуггенхайма, исследуя его художественный метод и помогая экспертам в подготовке произведений к передвижной выставке.
Реставрационный отдел музея Гуггенхайма открыл прием заявок от потенциальных участников программы Владимира Потанина. Заявки принимаются на сайте музея (www.guggenheim.org/careers) до 15 июня 2019 года. Планируемый срок начала стажировки – январь 2020 года.
Реставрационный отдел музея Гуггенхайма под руководством Лены Стингари, заместителя директора по вопросам хранения и реставрации, сотрудничает с кураторами, учеными, инженерами и художниками, осуществляя искусствоведческие и научные исследования работ из коллекции музея; внедряя стратегии и процедуры для реставрации и длительного сохранения художественных произведений, разрабатывая передовые практики хранения, транспортировки и обращения с предметами искусства; а также реализуя проекты, направленные на решение актуальных проблем сохранения наследия. Команда реставраторов Гуггенхайма внесла заметный вклад в сферу так называемого «временного искусства» и разработала новые методы работы с внеконвенциональными художественными объектами, а также сохранении материального и нематериального наследия. Деятельность в сфере научных исследований, поиска и хранения произведений искусства сделала музей Гуггенхайма лидером в области сохранения культурного наследия.
Экспертную дискуссию «Создавая будущее: сохранение современного искусства в цифровую эпоху» модерировала Лена Стрингари, выступавшая куратором таких дидактических выставок как Imageless: The Scientific Studyand Experimental Treatmentofan Ad Reinhardt Black Painting (2008) и Jackson Pollock: Exploring Alchemy (2017). Лена Стрингари играла ключевую роль в подготовке программ Panza Collection Initiative и Variable Media Initiative в музее Гуггенхайма. Она является внештатным преподавателем Института изобразительного искусства при Нью-Йоркском университете, а также активно выступает с лекциями по вопросам сохранения современного искусства.
Участниками дискуссии стали: Исбранд Хуммелен, ведущий научный сотрудник Лаборатории национального культурного наследия при Управлении по вопросам охраны культурного наследия Королевства Нидерланды; Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа и руководитель проекта в области современного искусства «Эрмитаж 20/21»; Алиса Прудникова, директор по региональному развитию РОСИЗО-ГЦСИ, комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства.