Руслан Танкаев: «Строительство инфраструктуры ведет к повышению цен на бензин»
Россия перерабатывает около 280 млн тонн нефти в год, потребляя при этом практически весь производимый бензин. Из 76,9 млн тонн производимого дизеля страна потребляет немногим более 37 млн тонн.
Утверждения, появившиеся в ряде СМИ, о возникновении дефицита топлива в связи с началом работы продуктопровода «Юг», являются не только лживыми, но и откровенно глупыми. Объем экспорта дизеля из порта Новороссийск после начала эксплуатации трубопровода существенно не изменился.
Объемы перевалки ДТ на терминалах Новороссийского морского торгового порта:
• 2015 год – 8,0 млн тонн;
• 2016 год — 7,8 млн тонн;
• 2017 год – 8,5 млн тонн;
• 2018 год – ожидание – 8.5 млн тонн.
Труба заменила доставку топлива по железной дороге, сделав эту транспортировку более дешевой и экологически чистой, позволила не только снизить объёмы перевозок опасных грузов по населённым районам Южного Федерального Округа, но и разгрузить мощности Северо-Кавказской железной дороги для пассажироперевозок. Главным условием начала экспорта по трубе была модернизация подключаемых НПЗ и выработки на них дизеля стандарта «Евро 5». Частные вертикально-интегрированные нефтяные компании (в частности ПАО «ЛУКОЙЛ» в г.Волгограде) провели необходимую перестройку производства. Так называемая «негосударственная» компания «Роснефть», несмотря на все принятые меры пока так и не начала модернизацию заводов Самарской группы и в результате вместо качественного дизеля продолжает выпуск «Евро-3» и большого количества мазута, направляемого за рубеж на вторичную переработку.
Динамика производства дизельного топлива в РФ в 2013-2017 гг., млн тонн
Основанием для строительства проекта «Юг» через реконструкцию незагруженных участков магистральных нефтепроводов Тихорецк – Новороссийск и лупингов от Самары до Тихорецка были принятая Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года (№ 1715-р), и Генеральная схема развития нефтяной отрасли Российской Федерации до 2020 года, утвержденная 6 июня 2011 года приказом Министерства энергетики Российской Федерации (№ 212).
Ресурсной базой проекта «Юг» кроме Волгоградского НПЗ и уже упомянутой Самарской группы НПЗ, могут стать Уфимские НПЗ, Орский НПЗ, «ГПНХ-Салават». Кроме того, через инфраструктуру ПАО «Транснефть» в г.Новороссийске экспортируются ресурсы Южной группы заводов, не входящей в систему ВИНКов, но также производящей в избытке дизель.
Прогноз производства ДТ, тыс.т
Объем высокосернистого дизельного топлива экспортируется южными НПЗ еще и в силу существующих законодательных ограничений по его обороту на внутреннем рынке РФ. В перспективе наблюдается переход на производство низкосернистого дизельного топлива и его значительный рост.
Благодаря данному нефтепродуктопроводу большое количество НПЗ России получили возможность диверсифицировать направления экспорта. Однако все вышеперечисленное подготовивший для публикаций материал и именующий себя экспертом Танкаев лукаво умалчивает.
В материалах проводится мысль, что рост цен на топливо коррелируется в зависимости от производителя – частного или имеющего долю в государственной собственности. Но, как показывает анализ динамики цен этой весной, их рост опережающими темпами идет именно у «Роснефти», которую такие как Танкаев ставит почему-то в пример (видимо не разобравшись).
Рост стоимости дизельного топлива в течение весны 2018 года, руб/т
Пресс-служба ПАО «Транснефть» обращает внимание СМИ, что среди подобных Танкаеву экспертов обычно крайне низок уровень социальной ответственности, и экономия газеты на гонораре на самом деле многократно компенсируется для такого эксперта выплатами у заказчика. Говоря языком К.Маркса — «при прибыли в 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы». Однако, сама газета неизбежно девальвируется в глазах читателей.
Сегодня жертвой такой экономии стала «Независимая газета», опубликовав текст, подписанный Танкаевым. Прикрываясь громкими названиями уважаемых организаций таких как «ИнфоТЭК» и Комитет Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, Танкаев опубликовал не просто некорректные, а фактически сфабрикованные материалы в адрес нефтетранспортной государственной монополии ПАО «Транснефть».
Делая умное лицо, Танкаев в каждом своем тезисе приходит к противоречию между его началом и завершением. Видимо, статья была написана им либо в разгар эпидемии гриппа, либо после получения аванса от заказчика. Он настолько старался, что уподобился персонажу из известной сказки А.С. Пушкина «О попе и его работнике Балде».
Особенно примечательны его стенания по поводу угрозы существования из-за дефицита дизеля неких независимых производителей. Формулировка даже для самоназванного эксперта, смехотворна, поскольку под ней давно всем экспертным сообществом однозначно понимаются пресловутые «НПЗ-самовары», что не в состоянии произвести ни грамма качественного дизеля.
В пресс-службе ПАО «Транснефть» не удивлены неразборчивостью редакции газеты, уже неоднократно пытавшейся публиковать ложную информацию о компании. Но что вызывает удивление, так это то, что некоторые уважаемые организации не только продолжают сотрудничество с такими горе-экспертами, но и дают возможность им делать заявления, прикрываясь именем этих организаций.