Кнайпхоф продолжает преподносить сюрпризы

30 августа 2021 12:49

История с находкой на острове Канта остатков средневековых укреплений, получила неожиданное продолжение. Археологи, обследовавшие руины, обнаружили, что на старинной каменной кладке буквально держится вся набережная.

Каменная стена средневекового города Кнайпхоф, занимавшего в прежние времена весь нынешний остров Канта, была обнаружена в ходе строительства пешеходного моста через Новую Преголю в створе улицы Гюго. Его – в качестве обременения – должен построить инвестор гостиницы «Ластадие». По условиям застройщику отеля необходимо возвести в районе СК «Юность» переход на остров Канта и благоустроить прилегающую территорию. Начало строительства несколько раз переносилось и, похоже, будет перенесено еще раз.

Непонятно, по какой причине к началу работ приступили без предварительного обследования выделенного участка археологами, но факт остается фактом: руины старинной крепости нашли совершенно случайно, приступив к сооружению опоры будущего моста. Строителям не удалось вдавить в землю металлический шпунт, — помешало находящееся в глубине грунта твердое препятствие. Тут, наконец, уже догадались вызвать специалистов компании «Балтспецархеология» и поручить им разобраться, что скрыто под землей. Находка оказалась просто бесценной: стены Кнайпхофа считались утраченными полностью. Но поскольку строительство моста было анонсировано самим губернатором Алихановым, о факте находки сообщать в СМИ не спешили. Только активность калининградских градозащитников позволила вывести эту информацию в публичное поле и не дать втихую уничтожить памятник старины.

Как выяснилось позже, подняв шум вокруг обнаруженных старинных руин, градозащитники оказали городу огромную услугу. В ходе проведения археологических раскопок специалисты «Балтспецархеологии» обнаружили на глубине залегания порядка полуметра бетонные конструкции – анкерные стяжки, на которых в буквальном смысле слова держится набережная острова Канта. Разрушение этих конструкций, неминуемое при строительстве моста, привело бы к том, что часть набережной просто сползла бы в реку. Однако эта находка оказалась не последней.

За последние три года стоимость возведения моста через Преголю успела значительно вырасти, и заказчик этого объекта менее всего хотел бы, чтобы проект пересматривался, так как это неизбежно приведет к его удорожанию. Поэтому «Балтспецархеологии» было поручено провести более тщательную разведку в районе стены, чтобы все-таки продолжить работы по вдавливанию шпунтов. Стройплощадка превратилась в археологический раскоп, а потом… в бассейн. На глубине двух с половиной метров был обнаружен старинный керамический трубопровод-коллектор, из которого фонтаном забила вода. Раскоп залило, причем так основательно, что не справляются привезенные археологами два насоса и помпа. Чтобы продолжить работы, теперь придется раскопать коллектор целиком, выяснить, откуда и куда он ведет и заглушить его. А для этого потребуется дополнительное время и, разумеется, средства.

Всего этого можно было бы избежать, если бы строительство велось без нарушений – с предварительным археологическим обследованием участка, необходимым при работах в историческом центре города. Ситуация же, сложившаяся сегодня, говорит об одном: московской компании «Интерпуть», разрабатывавшей концепцию моста, придется пересматривать проект, увеличивать длину перехода, переносить его опору вглубь острова. Это – единственный разумный выход из положения.