Как грузоперевозки пережили прошлый год

07 февраля 16:50

Обвальная по показателям грузопотока весна прошлого года, казалось, принесёт еще большие потери логистическим операторам. Настроения с конца февраля 2022-го у компаний, задействованных особенно в сфере экспортных перевозок, были достаточно пессимистичными – однако, как показала статистика последнего полугодия, они не оправдались. Так, согласно данным биржи грузоперевозок ATI.SU, число заявок на внутренние перевозки прибавило 7% по итогам года – в основном за счёт роста в ноябре на 28% и в декабре на 22%. Изменились равным образом и ставки на перевозки по стране – по итогам года они увеличились почти на 4%.

Импортные перевозки выросли более чем на 40% по итогам 2022-го – рост грузов в Россию из Белоруссии и Казахстана не так выразителен, сколько рост грузооборота из Турции, Ирана, Армении и Азербайджана. Грузопоток этих стран в среднем прибавил около 200% — а в некоторых случаях и больше.

Многие транспортные операторы увидели в открытии новых маршрутов и перекройке путей новые возможности для запуска новых сервисов и услуг. Так, группа компаний «Деловые Линии», например, запустила новый морской маршрут для поставки контейнерных грузов из Турции в Россию. Гендиректор «Деловых Линий» Фарид Мадани отметил в интервью газете «Коммерсантъ», что главным трендом года стало открытие новых маршрутов, в том числе в Китай, Индию и Турцию — к примеру, спрос на доставку грузов в Турцию вырос на треть. Фарид Мадани добавляет, что рост межтерминальных перевозок группы составил 8,5% в 2022 году, а также рост в 5% по грузовым авиаперевозкам, несмотря на их падение весной.

«Многие перестраивали логистику на доставку грузов из других стран, к тому же стоимость перевозки в денежном выражении по многим направлениям увеличилась,— говорит Иван Головко, глава направления международных автоперевозок Россия и страны СНГ Noytech Supply Chain Solutions.— Осуществлять экспортные перевозки стало еще сложнее, поскольку многие товарные позиции, перевозимые ранее автотранспортом, попали под европейские ограничения».

Рост к концу года господин Головко также объясняет компенсационными перевозками из-за простоев в первом полугодии и сезонностью: в четвертом квартале традиционно высокие объемы доставок из-за праздников.

«Мы подтверждаем рост ставок, но это связано с инфляционными эффектами и нагрузкой на бизнес из-за закрытых границ»,— добавляет эксперт.