Эксперты: инициатива нефтяников по понижению тарифов на транспортировку может сыграть против них самих же

03 июля 15:46

Российские нефтяники давно привыкли к значительным прибылям, однако в январе-марте их ждал неприятный сюрприз — одни зафиксировали крайне низкую прибыль, а другие — и вовсе убыток. Естественно, нефтяная отрасль, как и многие другие, пострадала из-за коронавируса. О том, чтобы снизить тарифы “Транснефти” начали дискутировать ещё весной, наблюдая как на фоне волнений в ОПЕК+ и разгорающейся пандемии COVID-19 показатели нефти Brent опустились до 19 долларов. Прошло время, рынок восстанавливается и Brent отыграла свои позиции, поднявшись выше 40 долларов, а Urals (российская марка нефти) и вовсе торгуется с рекордной премией — 2,35 доллара к Brent!

Но нефтяники всё равно предлагают правительству снизить тарифы “Транснефти” на транспортные услуги, что означает — попросту отдать прибыль компании им, сообщает в аналитическом материале издание REGNUM.

Баланс рынка “чёрного золота” в России выглядит так: нефтяники торгуют с миром на свободных условиях — во время повышения цен на нефть это позволяет им получать высокую прибыль. “Транснефть” же, транспортируя почти всю российскую нефть, работает по тарифу, который установлен государством. Из-за этого она не получает сверхприбыли во время высоких цен на нефть, однако и не сильно “проседает” по времена низких. Эта стабильность позволяет ей гарантировать бесперебойную работу всей индустрии.

“Транснефть” — инфраструктурная компания, а это значит,что большая часть её расходов постоянна. Она должна всегда держать трубопроводы в рабочем состоянии, и если нефтяники могут снижать расходы отказываясь от тех или иных видов деятельности из-за убытков, “Транснефть” такой возможности лишена.

У “Транснефти” высокие тарифы? На самом деле в 2,5 раза ниже средних мировых показателей. Помимо этого, солидная часть инфраструктуры отслужила уже больше пятидесяти лет и нуждается в модернизации. А на фоне последних проектов в условиях мерзлоты — если бы способ формирования тарифа был рыночным, то показатели бы превысили среднемировые.

В среднем, прибыль нефтяников за последние три года увеличилась на 174%. У “Роснефти” поднялась 307%, а у “Транснефти” снизилась на 23%. При рыночном тарифе у компании были бы совсем другие результаты.

Куда идёт прибыль? Акции и прибыль “Транснефти” на 79% принадлежит государству. В ПАО “Роснефть” этот показатель — 44%. А в “Лукойле” доли государства и вовсе нет. В 2019 году каждые сто рублей прибыли нефтяного сектора превращались в четырнадцать рублей дивидендов для государства. А вся остальная, недополученная “Транснефтью” прибыль уходит частным акционерам нефтяников.

Поэтому очень странно слышать предложения о снижении тарифов с их стороны. Во времена сверхприбыли для остальных “Транснефти” её не достается и никто не думает это как-то компенсировать, но стоит прибыли снизиться даже на один квартал — начинается разговор о чрезмерно высоких тарифах. Подобные предложения несут риск для индустрии в целом, поскольку недофинансирование “Транснефти” приведет к повышению вероятности происшествий аналогичных Норильскому и перебою поставок.

Оттого эксперты рекомендуют обратный сценарий: когда рынок восстановится, государство может повысить тарифы “Транснефти” до уровней, установленных в мире. Также имеет смысл повысить уровень выплат дивидендов Транснефти выше стандартного уровня 50% прибыли. Это позволит улучшить баланс рынка и увеличить поступления в бюджет. А это крайне актуально в нынешних условиях.