Деятельность «Тревожного зарева» вернется компании бумерангом

15 сентября 08:27

Компания «Тревожное зарево» (Trans-Siberian Gold, TSG) заявила, что намерена ввести в эксплуатацию еще один рудник на Камчатке, утверждая, что это производство «безопасно» и «экологично». Однако, как выясняется, эти утверждения далеки от правды.

Камчатский край задыхается от уничтожения природы золотодобытчиками. Многочисленные нарушения годами обнаруживаются у АО «Тревожное зарево» ( Trans-Siberian Gold PLS), затем продемонстрировал свою «любовь к природе» и ООО «Дальстрой», чью деятельность после приезда на Камчатку вице-премьера Юрия Трутнева приостановили. А скоро Камчатке снова повезет: «Тревожное зарево» намерено до конца года ввести в промышленную эксплуатацию второй рудник на Асачинском месторождении. Причем рапортует об этом в публичном пространстве так, словно это для края просто благодать.

Как обещает в СМИ исполняющий обязанности директора предприятия Игорь Янко, проектная мощность нового рудника составит до 200 тысяч тонн руды в год, а производство будет расти «из года в год», начав с 40 тысяч тонн руды в 2020 году и дойдя аж до 200 тысяч тонн руды в 2023-24 годах.

Новый  рудник появится на жиле №25, запасы которой были утверждены в 2017 году. Причем компания обещает, что работы будут вестись, конечно же, «безопасным, производительным и экологичным» способом подземной разработки месторождений. Этим же методом «Тревожное зарево»  разрабатывает запасы рудника «Асачинский» — жилы №№ 1, 2, 3 и 4. Отходы уходят от этих жил в пруд-отстойник – он же будет использован и для отходов «Бумеранга». А еще компания намерена якобы построить новые очистные сооружения – на что получили добро от негосударственной экспертизы.  И тогда увеличится пропускная способность водоочистного объекта. «За последние 3 года компания направила на природоохранные проекты свыше 170 млн рублей», — рапортуют руководители «Тревожного зарева».

А назвали 25-ю жилу «Бумеранг» — потому что сверху рудное тело напоминает это орудие.

Да только сдается, что эта бурная деятельность компании «Тревожное зарево» вернется ей же бумерангом.  Любят в этой структуре говорящие названия.

Что же это за «25-е рудное тело»? Давайте разберемся.

В 2018 году «Тревожное зарево» (Trans-Siberian Gold PLC)  направило заявку на согласование проектной документации на разработку Асачинского месторождения. А в июле 2019 года КамчатНИРО направило руководителю Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству А. Христенко свое заключение на заявку «Тревожного зарева» (документ имеется в распоряжении редакции). Заключение оказалось совершенно разгромным, а разговор касался как раз той самой «25-й жилы», о которой с такой гордостью сообщает руководство «Тревожного зарева».

Специалисты «КамчатНИРО» заявили, что проект «Тревожного зарева» не соответствует требованиям, в частности,  «Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания» (утверждено постановлением правительства РФ от 29.04.2013 № 380). В своем Техпроекте «Тревожное зарево» (Транс Сибириан Голд (ТСГ) точно так же декларировала «экологическую и промышленную безопасность», но эти утверждения оказались голословными.

Предложенный Техпроект (2018) просто взял и снял ранее согласованный и утвержденный запрет на сброс штольневых вод в ручей Семейный (Левый Асачинский). При этом «ни пруд, ни каналы концептуально не соответствуют параметрам, принятым в Проекте ГПП (2003)», — утверждается учеными в заключении.  Пруд-отстойник не обеспечивает даже суточное отстаивание штольневых сточных вод! Какой смысл говорить о таком «экологичном отстойнике для отходов», если  его эффективность близка к нулю? А в итоге неочищенные штольневые стоки сбрасываются напрямую в русло ручья Иреда, причем «КамчатНИРО» еще в 2018 году информировало об этом СВТУ Росрыболовства, предоставив результаты аэрофотосъемки 18.05.2019 года.

Как отмечают авторы заключения, если сравнить проект горных работ 2003 года с Техпроектом 2018 года, обнаруживается, что ранее построенные  очистные сооружения рассчитаны на объем сточных вод 171,6-2781,3 тысячи кв. м в год. А это меньше  в 76 с лишним раз фактического объема штольневых сточных вод, образующихся в подземных горных выработках на месторождении в настоящее время! Причем объем сточных вод растет и к концу отработки месторождения достигнет 26-27 млн куб. м в год.

Да и местоположение фильтрующих каналов тоже выбрано с нарушениями. Должны были построить их в 300 метрах от ручья Иреда, а соорудили в 5-10 метрах. Ничего себе разница – сократили расстояние в среднем в 45 раз! И опять же в качестве доказательств выступает аэросъемка. «В 2015 году у подошвы приштольневой площадки существовал самовольно возведенный временный «зумпфотстойник» объемом около 100 куб. м, из которого штольневая вода без осветления и очистки сбрасывалась напрямую в русло ручья Семейный (о чем «КамчатНИРО» информировало СВТУ Росрыболовства письмом № 1602/2682 от 09.09.2015)», — сообщается в заключении.

А в итоге всего за два года, с 2015-го по 2017 год, экологи выявили «процессы деградации водной экосистемы» ручья Семейного (ручей Левый Асачинский). «Ранее являющийся нерестово-нагульным для кижуча и гольцов и нагульным для чавычи и нерки, указанный водоток в результате сбросов сточных штольневых вод и техногенных преобразований русла в районе приштольневой площадки находится в кризисном состоянии. Существенно пострадали условия для нагула и нереста лососей, подорвана кормовая база молоди лососей», — говорят специалисты «КамчатНИРО».

Вернемся к злосчастной жиле 25 – «Бумерангу».  Еще в 2019 году, как следует из документа, объем штольневых сточных вод, подлежащих очистке, уже составлял 1500 куб. м в час (это 36 000 куб. м в сутки). Это более чем в два раза превышает номинальную проектную производительность очистных сооружений компании!  А «Тревожное зарево» хочет ввести новую жилу и еще добавить водопритока, тогда он в 5-6 раз превысит производительность очистных сооружений. «А с учетом реальной водопоглощающей способности грунтов в основании фильтрующих каналов превышение объемов сточных вод над производительностью очистных сооружений достигнет 12–22 раз», — говорят ученые.

В общем, делают вывод ученые, схема очистных сооружений, предложенная в 2018 году «Тревожным заревом», никак не обеспечит защиту окружающей среды и тем более сохранение водно-биологических ресурсов (ВБР). Ну а «тяжелые экологические последствия» в районе Асачинского месторождения уже наступили – это выявлено в ходе госмониторинга ВБР и среды их обитания.  Здесь стоит снова вспомнить о том, что многочисленные нарушения «Тревожного зарева» карались вовсе не миллионными штрафами. А, стыдно сказать, наказаниями в 10-15 тысяч рублей. Компания, не стесняясь, продолжала сбрасывать грязную воду в окружающую среду, замечается в заключении. Вот очень простой способ «утилизации отходов»: «Среднегодовой объем дебалансовых вод (жидкой фазы пульпы вместе с атмосферными осадками), ежегодно образующейся в хвостохранилище, составляет ≈588 тысяч тонн, которые предприятие не признает отходами и утилизирует путем сброса из хвостохранилища в окружающую среду, то есть на рельеф местности с последующим попаданием отходов в близлежащие рыбохозяйственные водотоки –  ручей Иреду и реку Вичаевскую. Указанный способ утилизации отходов является незаконным. Таким образом, доводы Техпроекта (2018) о том, что «вода из хвостохранилища возвращается в оборотное водоснабжение и отходом не является», не имеют ничего общего с действительностью», — подчеркивается в заключении. Экологи КамчатНИРО даже пытались помочь компании – предлагали свои варианты по улучшению экологической ситуации на Асачинском месторождении, но ни одно предложение не было учтено, все рекомендации проигнорированы.

А ведь в бассейнах ручья Семейный реки Асача располагается охотхозяйство. А воды Асачинского бассейна имеют рыбохозяйственное значение.  Теперь, после  такого обращения «Тревожного зарева» с этой территорией и нанесенного ущерба, «необходима полномасштабная и качественно проработанная рекультивация всех нарушенных земель», — говорится в заключении.

«В том виде, в котором Техпроект (2018) предлагается к реализации, он не может привести к улучшению экологической ситуации на Асачинском месторождении. «Разработка жильной зоны №25 будет сопровождаться воздействием и на ручей Левый Асачинский (бассейн реки Асача), и на ручей Иреда (приток реки Вичаевской, бассейн реки Мутная)», — замечают специалисты. И теперь руководство «Тревожного зарева» с таким оптимизмом сообщает о старте разработки жилы №25? Эта деятельность «Тревожного зарева» приведет к новому негативному воздействию на реки и экосистему края.

Кстати, акции головной компании (Trans-Siberian Gold, TSG) торгуются на площадке AIM Лондонской фондовой биржи. А сегодня инвесторы уделяют повышенное внимание экологическим показателям проектов.  На стоимость ценных бумаг влияет, в том числе, и социальная ответственность компании. Где же она у «Тревожного зарева»? Думается, компания должна ответить на Лондонской бирже за свои нарушения.

Это действительно настоящий «Бумеранг». Потому что «прилетит» не только природе Камчатки. Все содеянное непременно аукнется самой компании «Тревожное зарево». Во всяком случае, на нарушения золотодобытчиков на Камчатке уже обратили внимание федеральные власти, а бывший губернатор края  Владимир Илюхин покинул пост, — думается, это все явления одного порядка. За такое безжалостное отношение к природе края придется отвечать. Стоит отметить, что недавно врио министра природных ресурсов и экологии Камчатского края Алексей Кумарьков подчеркивал, что хоть добыча полезных ископаемых на Камчатке и является частью региональной экономики, но не самой большой — только 12 процентов, и важно соблюсти баланс и работу в соответствии с законодательством: «Нет плохих или хороших отраслей, есть условно хорошие и не очень компании – кто работает ответственно, и кто работает не вполне ответственно. Первых мы будем поддерживать, вторых – очень настойчиво поправлять».

Семен Максимов