Частный инвестор впервые столкнулся с изъятием акций, купленных на Московской бирже

06 апреля 21:33

Комментирует финансовый советник Глав семей и основатель Агентства семейных финансов investArt advisors Алексей Родин. 

Арбитражный суд Пермского края в ходе дела о деприватизации активов принял беспрецедентное решение изъять акции Соликамского магниевого завода (СМЗ) у частных инвесторов, которые приобрели бумаги на биржевых торгах. Пострадало около двух тысяч частников.

Суд не считает инвесторов добросовестными покупателями. Получается, что суд уверен, что эти 2 тысячи частных инвесторов были в курсе деталей приватизации и знали о её незаконном характере.  А кто эти частники? Это я, вы, ваш сын-студент и мама-пенсионерка. 

Центробанк, в лице Эльвиры Набиуллиной, считает такой подход суда очень опасным прецедентом. Подобное решение подрывает доверие частников к российскому фондовому рынку.

Львиная доля наших предприятий, чьи акции торгуются сейчас на бирже, была так или иначе приватизировна в лихие 90-е. И мы понимаем, какие-то нарушения могли иметь место. Получается, что самым разумным решением будет продать в портфеле все акции и ….  И что? Купить облигации федерального займа? Ну так, на всякий случай. А то вдруг Арбитражный суд Пермского края решит пересмотреть приватизацию компаний, находящихся на свой территории. На минуточку, под удар попадут: Лукойл (в крае расположены их «дочки»), Газпром (их «дочка» также есть в Пермском крае), МРСК Урала, Пермэнергосбыт, Еврохим…. А если Арбитражные суды и других регионов возьмут пример с пермских коллег?

На частного инвестора не должны возлагаться последствия ошибок государственных органов. Ошибок, совершенных 30 лет назад. Кроме того, статья 149.3 ГК РФ гласит, что ценные бумаги, приобретённые на организованных торгах, не могу быть истребованы от добросовестного приобретателя. Об этом говорит и ч. 7.3 ст. 18 Ф3 «Об организованных торгах» — имущество, приобретенное по договору, заключенному на организованных торгах, не может быть истребовано от добросовестного приобретателя. То есть, прежде чем изъять акции, необходимо доказать, что инвестор не являлся добросовестным приобретателем. И сделать это в отношении каждого из двух тысяч частных инвесторов. 

В силу статьи 302 ГК РФ добросовестным является приобретатель имущества, который не знал и не мог знать о том, что данное имущество возмездно приобретено им у лица, которое не имело права его отчуждать.

Прокуратура считает, что каждый инвестор должен был изучить детали приватизации СМЗ и обратить внимание на тот факт, что в 1992 году Акционерное общество было организовано с нарушением закона.  Незнание закона не освобождает от ответственности? Позвольте, но за юридической стороной сделки следит ПАО Мосбиржа. Исходя из логики прокуратуры, надо наказать и Мосбиржу за то, что не уследила, да и всех чиновников, проводивших приватизацию, также стоит привлечь к ответственности. И тогда штрафами можно годовой бюджет региона собрать и выкупить акции у миноритариев по рыночной цене. Но в нашей ситуации пострадал лишь сын-студент и мама-пенсионерка.

Возвращаясь к логике прокуратуры. Добросовестный приобретатель в нашем мире априори не может существовать, так как любой инвестор может проверить законность первоначального приобретения актива продавцом.  Ну, может же? Может. А тогда зачем организованные торги и третье лицо в сделке купли-продажи ценных бумаг в виде Мосбиржи? Риторический вопрос.

Наш рынок становится похожим на лотерею. Особенно это актуально в свете того, что с 2022 года прокуратура предпринимает активные действия по возвращению частных активов в собственность государства. Хоть власть и повторяет, что пересмотров итогов приватизации не будет, но мы наблюдаем иную ситуацию. Инвестиции сопряжены с риском. Рисков на рынках много. И если к существующим добавить риск изъятия актива судом из-за пересмотра результатов приватизации, то инвестиции в российскую экономику теряют смысл. Так как под прицелом прокуратуры находятся самые прибыльные компании в стратегических областях.

Вспомним, акции и другие активы каких компаний уже были изъяты в пользу государства: ЧЭМК, АО «Метафракс Кемикалс», Сясьский ЦБК, Ростовский ОМЗ, Краснодарский ЗТС, ФНПР и др.

Возможно, Публичное акционерное общество Мосбиржа стоит переименовать в Лотерейное акционерное общество Мосбиржа? Про лотерею — это не я. Это глава Наблюдательного совета Мосбиржи Сергей Швецов сказал: «мы просто создаем вместо финансового рынка лотерею». Надо отдать должное, сама биржа выступила на стороне миноритариев, заявив, что необходимо внедрить дополнительные законодательные нормы по защите миноритарных инвесторов.

Безусловно, если приватизация была проведена с нарушениями, оставлять такое без внимания не стоит. Возможно, справедливым решением тут будет привлечение к ответственности настоящих виновных и истребование с них расходов по выкупу акций у миноритариев? Мне кажется, что в подобной ситуации защита простых граждан важнее государственных интересов.