Арик Шабанов: как решение Минфина о продаже конфискованных квартир может отразиться на сделках с недвижимостью

В Министерстве финансов РФ выступили с новой инициативой – выставлять на продажу конфискованное роскошное жилье. Главный аргумент в пользу данной инициативы – увеличение доходов бюджетов федерального центра, регионов и муниципальных образований. Благодаря продаже роскошного жилья можно добиться поступления дополнительных средств в казну. Однако есть и определенные вопросы.
В первую очередь, это правовая неопределенность: в российском законодательстве до сих пор не прописаны критерии роскошного жилья, да и само понятие «роскошное» не является правовым. Если речь идет о дорогостоящей собственности, то придется рассчитывать критерии, исходя из экономических особенностей конкретного региона, количества членов семьи собственника или сособственников этого жилья и так далее.
Во-вторых, необходимо разобраться с тем, о какой конфискации идет речь, что это за имущество – выставляемое на продажу с целью покрытия долгов за счет полученных средств или же конфискованное у преступников по причине неясного происхождения средств на его покупку. Важно, чтобы не пострадали законопослушные граждане, пусть и столкнувшиеся с временными финансовыми трудностями.
В целом же парадигма политики Минфина и ФНС в последнее время все меньше и меньше укладывается в представления о рыночной экономике и незыблемости института частной собственности. Предложение продавать конфискованное жилье – тому подтверждение. Кстати, не исключено, что за такими решениями о продаже последуют длительные судебные разбирательства, могут пострадать интересы и добросовестных покупателей, так как не очень понятно изначально, какое решение примет суд и как та сторона, у которой конфисковали жилье, будет его опротестовывать.
Арик Шабанов, кандидат юридических наук, управляющий партнёр юридической фирмы «Прайм лигал»