А1 споткнулась о «Юлмарт»
Компания «Мега фарм», принадлежащая Александру Винокурову, планирует расширять бизнес. В скором времени могут открыться несколько десятков аптечных киосков в сетевых магазинах Х5 Retail Group по всей стране. Новость актуализировала тему возможного ухода Винокурова с президентского поста инвестиционной компании А1. В конце прошлого года высказывались предположения о его вероятном переходе в госкорпорацию «Ростех». Сам предприниматель эти слухи опровергал, однако эксперты, основываясь на том, что «Ростех» давно сотрудничает с фармацевтической компанией «Генфа», совладельцем которой также является Александр Винокуров, не исключали такого сценария. Говорили о руководителе А1 и как о возможном претенденте на должность главы ВТБ. Пост же главы самой А1 после ухода Винокурова прочат управляющему директору Андрею Тясто.
Дипломатия не в почете
Обилие предположений относительно смены руководства в А1 может свидетельствовать о том, что уход Винокурова из инвесткомпании — дело решенное. Он известен как человек жесткий и расчетливый, который не привык останавливаться на достигнутом. И в А1 он придерживался такой тактики. Под его руководством инвесткомпания, хотя и старается действовать в правовом поле, нередко прибегает к давлению с помощью административного ресурса. В этом смысле показательны недавние попытки исключить Вадима Ванеева, основателя агрохолдинга «Евродон», из числа собственников, не увенчавшиеся успехом. Памятно также полное поглощение ОАО «Стройфарфор», которое не обошлось без появления вооруженных людей на проходной завода. Эксперты отмечают, что «выталкивание» акционеров из компании — «это стандартный шаг для А1».
Агрессивной можно назвать и тактику инвесткомпании, применяемую в конфликте между акционерами интернет-ритейлера «Юлмарт». Аналитики предполагают, что интерес к «Юлмарту» вызван намерением А1 создать интернет-холдинг, объединив несколько онлайн-ресурсов, среди которых Exist.ru (акционеры ритейлера также попали в «спецситуацию», которой не преминула воспользоваться А1).
Поначалу все складывалось по знакомой схеме — один из совладельцев «Юлмарта» Михаил Васинкевич, не найдя понимания у партнеров по бизнесу, которые отказались покупать его акции по завышенной цене, доверил свой пакет А1. Юристы инвесткомпании действовали по отработанной схеме, блокируя работу совета директоров. Но владельцы контрольного пакета акций, пытаясь защитить актив, инициировали процедуру управляемого банкротства. В результате разбирательство продолжилось в суде.
Эта и другие истории проигрышей А1, в результате которых ее деятельность оказывается неэффективной и не приносит желаемых дивидендов, говорят о том, что компании давно пора менять свою стратегию и тактику — иначе она утонет в собственной агрессии.
Не из того теста
Но вряд ли вывести А1 на новый уровень сможет Андрей Тясто. Конечно, у него большой опыт работы на рынке слияний и поглощений, но опыта ведения корпоративных войн в правовой плоскости практически нет.
Дольше всего, пройдя путь от аналитика до первого вице-президента и старшего партнера компании, Андрей Тясто проработал в «Росбилдинге», агрессивные методы которого получили известность на рубеже нулевых. Скупка десятков крупных столичных магазинов, в числе которых — «Белград», «Бухарест», «Перовский», городских предприятий — «Рускон», «Радуга», «Победа», фабрика им. Петра Алексеева – зачастую сопровождалось давлением на оппонентов, подкупом должностных лиц, фальсификацией документов. На защиту собственности выступали городские власти. В отношении менеджеров «Росбилдинга» неоднократно возбуждались уголовные дела.
В начале нулевых привычные схемы стали пробуксовывать. Например, в 2003 году атака на обувную фабрику «Аста» оказалась неудачной. Она была организована по знакомому сценарию: сначала приобрели 80% акций предприятия, а чтобы блокировать работу руководства, привлекли спецназ. Однако годом позже Арбитражный суд Москвы признал приобретение акций «Асты» незаконным. Понимая, что силовые методы уходят в прошлое, в 2007 году «Росбилдинг» объявил о прекращении деятельности.
После ликвидации компании Андрей Тясто перешел в Sminex, занимавшийся крупной розничной торговлей. Но, видимо, не сильно преуспел на новом поприще и скоро обосновался в «Баркли», где также надолго не задержался. В девелоперской корпорации от него ждали «свежих идей», которые помогли бы закрепиться на отечественном рынке. Однако реализация одного из первых же проектов – строительство элитных жилых домов с подземной автостоянкой на месте старой поликлиники Российской академии наук – уперлась в мощное сопротивление местных жителей. Скандал дошел до мэра Москвы. В результате снос отменили. Исходя из вышесказанного, эксперты сомневаются в том, что Тясто уловил изменения правил игры, произошедшие на рынке M&A со времен «Росбилдинга».
В A1 Тясто работает с 2015 года — курирует уже упомянутый проект «Юлмарт». Как было отмечено, нынешняя ситуация такова, что даже под жестким руководством Винокурова компания проигрывает в судах. СМИ уже предположили, что акционер «Юлмарта» Михаил Васинкевич, который и привлек А1 к участию в корпоративном конфликте, может остаться ни с чем. И с назначением на пост главы инвесткомпании Андрея Тясто вряд ли что-то изменится. Специалисту, привыкшему действовать с позиции силы и в чьем послужном списке, по сути, нет ни одного успешного проекта, будет трудно соответствовать рыночным реалиям. Некоторые эксперты прямо говорят, что Тясто «не из того теста».
Дмитрий Сергеев