Высокое содержание серы может помешать торговле фьючерсами Urals

28 ноября 16:23

29 ноября на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) начнутся первые торги фьючерсами на нефть Urals. Об этом 24 ноября сообщил министр энергетики РФ Александр Новак. Это позволит отвязать российскую марку от цены на Brent.

Насколько успешной будет торговля, определит ее качество, которое, по словам Алексея Рыбникова, президента СПбМТСБ, в последнее время только ухудшается. «Рынок должен принимать решение, зная, какое качество он будет получать в последующие годы». Для возможности конкурирования на рынке российский поставщик должен гарантировать качество нефти, ибо в условиях неопределенности покупатель будет менее заинтересован в долгосрочном сотрудничестве и предпочтет более надежного партнера.

В начале 2000х нефть Urals содержала 1,3% серы и считалось, что этот показатель будет оставаться неизменным. В 2014 году содержание серы повысилось до 1,46%, в этом уже 1,55%. Нестабильный процент серы наблюдается и на различных участках. Так через нефтепровод «Дружба» и в порт Усть-Луга поступает нефть с 1,7% серы (в 2015 году 1,62%), в направлении Новороссийска − 1,5% (1,36%), Козьмино − 0,65% (0,5%).

Еще одним важным моментом является тот факт, что покупатели фьючерсов из Приморска не смогут выбирать, какая им будет отгружаться нефть: будет лишь та, что есть в системе трубопроводов «Транснефти», уточняет Алексей Рыбников. Увеличение количества серы не влияет на руку поставщикам, так как приближает ее качество к дешевому сырью с Ближнего Востока. Более того, НПЗ работают эффективно только на нефти, под характеристики которой проектировался завод. Например, НПЗ Польши ориентированы на сорт Urals, хотя сейчас Польша закупает нефть из Персидского залива, а нефтетрейдер Mercuria и вовсе прекратил операции с российским сортом из-за убыточности.

«Транснефть» для решения проблемы предложила выделить российскую высокосернистую нефть в новый сорт Urals Heavy и транспортировать его по отдельному экспортному потоку через порт Усть-Луга. По новому направлению будут идти до 30 млн. тонн в год нефти с содержанием серы 2,3%, то есть половина всего объема «высокой серы». Такой вариант даже не потребует масштабного строительства: уже есть трубы БТС-2 и перевалочные мощности в порту. Строительство займет год и потребует 2,5 млрд рублей инвестиций.

Министерство энергетики пока не торопится с решением, ранее отмечая, что будет готово к рассмотрению отдельного потока в случае превышение торгового показателя серы в 1,8%. По мнению министерства, падение спроса в Европе связано не с серой, а с нежелание некоторых стран диверсифицировать бизнес. Ряд экспертов отмечают, что высокосернистая нефть могла бы успешно продаваться в Европе. Для подтверждения этого «Транснефть» заказала информационный отчет оценки перспектив сбыта высокосернистой нефти в Европе и возможного уровня цен, отчет будет получен в конце декабря.

Первоначальная цена контракта при размещении закупки у единственного исполнителя в конце сентября составляла 1,8 млн рублей (с НДС). Позже «Транснефть» скорректировала стоимость слуг, подняв ее до 7,2 млн рублей. Urals потребуется около двухлет на установление рыночной цены, статус бенчмарки будет получен лишь когда биржа выйдет на оборот порядка 10 тыс. контрактов в день.