Ротенберги: деньги должны оставаться в семье
Внедрение программы платного проезда большегрузных автомобилей по федеральным трассам вызвала активные протесты населения. В связи с этим журналисты решили внимательнее взглянуть на умение администраторов системы «Платон» братьев Ротенберг приумножать состояние с помощью государственных структур.
Ротенберги не слишком привлекали внимание общественности до внедрения программы «Платон». Система, призванная взимать с водителей тяжелого транспорта плату на устранение причиняемого ими вреда дорогам, была воспринята многими как очередная попытка ограбить население. Однако сведения, имеющиеся у журналистов, позволяют утверждать, что одна из самых богатых российских семей имеет более эффективные способы получения прибыли.
В частности, речь идет о выкачивании денег из банков. По мнению некоторых журналистов, в процесс вовлечены высшие чины надзорных и финансовых структур. В связи с намеренным отзывом лицензий только после того, как учреждение «выжато досуха» неоднократно всплывало имя Михаила Сухова – зампредседателя ЦБ. Похоже, что помимо «выборочной слепоты», чиновник не может похвастаться умением выбирать законопослушных друзей.
Одного из хороших знакомых Сухова – Дмитрия Яна, уличили в крупной взятке, выданной в виде бессрочного беспроцентного кредита. Сумма в размере 15 миллионов евро (более миллиарда рублей), по словам чиновника, была полностью проиграна им в карты.
Ян являлся ответственным за надзор в МосОблБанке – учреждении, попавшем в круг интересов Ротенбергов, получивших от Агентства страхования вкладов (АСВ) займ в размере 96,8 миллиардов рублей на его санацию. В ходе проверки в банке была выявлена многолетняя черная бухгалтерия с фальсификацией отчетности, способствующей незаконному выводу средств вкладчиков. По факту нарушений и хищений задержаны некоторые представители руководства организации, включая ее основателя Анджея Мальчевского. Части расхитителей удалось скрыться за границей, так что властям удалось только арестовать их имущество. Среди «счастливчиков» оказался и сын Анджея Александр Мальчевский.
Имя Сухова упоминается в письме, отправленном из СИЗО бывшим руководителем разворованной структуры. Мальчевский просит представителя ЦБ помочь, упоминая его осведомленность о событиях, связанных с МосОблБанком. В частности в документе говорится, что именно от Сухова исходило распоряжение продажи активов задержанного за символическую сумму в 1 рубль в качестве компенсации возможных потерь СМП банка.
Мальчевский отмечает, что требования, высказанные на совещаниях при участии первого зампреда ЦБ Алексея Симановского, были выполнены до принятия решения о выделение средств на санацию и появлении в МосОблБанке нового временного руководства. Банк также недавно договорился с бывшими владельцами о возмещении ущерба, которое рассматривается последними как возможность смягчить приговор. Журналисты предполагают, что вместе с материальными активами, задержанным придется частично расстаться с высокопоставленными связями, на которые они, похоже, надеялись, не скрывшись подобно своим коллегам за границей.
Подводя итоги, можно отметить следующую тенденцию. Сухов не замечал наличия нарушений в МосОблБанке, пока это было выгодно. Затем чиновник поспособствовал принятию решений, принесших СМП банку и его владельцам существенную прибыль и возможность получить государственные средства на исправление ситуации. Суммы, к которым имеют доступ братья Ротенберг, значительно больше 7-8 миллиардов рублей, требуемых Министерством транспорта на внедрение «Платона». Это в свою очередь указывает, что дорожные сборы – не та сфера, которую операторы системы станут использовать для обогащения.