Завышенная цена «Башнефти»

12 сентября 22:20

Апелляционная жалоба АФК «Система», требовавшей отмены ареста акций «Башнефти», оказалась неудовлетворенной, сообщает «Вести. Экономика». В середине июля 2014 г. суд запретил совершать операции с акциями, принадлежащими АФК (84,4% голосующих акций «Башнефти», или 73,94% уставного капитала), а в конце августа Мосгорсуд признал законным арест акций компании в рамках уголовного дела о хищениях в Башкирском ТЭКе. По версии следствия, АФК «Система» не доплатила около $500 млн. Однако эксперты утверждают, что претензии следствия необоснованны.

АФК «Система» покупала блокпакет башкирской компании в 2005 г. за $600 млн, доведя долю до контрольной в 2009 г. за $2 млрд. По версии следствия, эти сделки могло совершать прежнее руководство компании «Башнефть», подозреваемое в хищении акций предприятий ТЭК Башкирии. По этому делу арестован бизнесмен Левон Айрапетян, а экс-главе «Башнефти» Уралу Рахимову заочно предъявлено официальное обвинение.

Мнение правоохранительных органов таково: АФК «Система» приобрела акции, которые на текущий момент находятся под арестом, по заниженной цене. Как было заявлено в Мосгорсуде: «К договору были заключены дополнительные соглашения, в одном из которых говорится, что 80% стоимости акций, которые были уплачены по договору, признаются полной оплатой по акциям. Соответственно размер скидки по договору (стоимость акций по договору составляла $2,5 млрд) составил в районе $500 млн».

Эксперты утверждают: для того чтобы правильно оценивать стоимость приобретенных активов, необходимо учесть события 2009 г., а именно состояние финансовых рынков, которые только начинали оправляться от сокрушительного обвала, связанного с банкротством банка Lehman Brothers в сентябре 2008 г. Из-за кризиса резко сократились инвестиции и капитальные затраты, разумеется этот процесс не обошел стороной и нефтяную отрасль. Например, эксперты «Уралсиба» прогнозировали падение инвестиций в отрасль на 10–20% по сравнению с 2008 г., и соразмерное сокращение объема бурения эксплуатационных скважин и добычи нефти: «Мы ожидаем, что в результате сокращения числа новых скважин на 10–20% объем добычи в 2009 году снизится на 2–3% относительно нынешнего года, а в 2010 году – на 4–5% по сравнению с 2009 годом».

В тот момент цены на нефть показывали весьма негативную динамику: в конце 2008 — начале 2009 гг. нефть стоила около $45 за баррель, тогда как всего лишь полугодом ранее цены на нефть били рекорды. Эксперты рынка расценивали покупку нефтяных активов в тот момент как крайне рискованное мероприятие. Однако АФК «Система» была вынуждена пойти на такой шаг, так как еще в 2005 г. корпорация приобрела миноритарные пакеты акций нефтяных активов Башкоторстана на $600 млн, в том числе и «Башнефть». Но роль миноритарного акционера не позволяла АФК вкладывать серьезные средства в активы и реализовывать планы по развитию бизнеса.

Корпорация нашла общий язык с собственниками Башкирского ТЭКа через четыре года, они согласились реализовать свои активы. В апреле 2009 г. АФК «Система» подписала договоры о покупке у ООО «Урал-Инвест», «Агидель-Инвест», «Юрюзань-Инвест» и «Инзер-Инвест» принадлежавших им акций компаний башкирского ТЭКа: ОАО АНК «Башнефть», «Башкирнефтепродукт», «Уфанефтехим», «Новойл», «Уфаоргсинтез» и «Уфимский НПЗ». Сумма сделки составила $2,5 млрд, из которых $2 млрд выплачивались после завершения сделок и еще $500 млн спустя 14 месяцев.

При этом эксперты оценивали стоимость приобретаемого пакета башкирских компаний в $1,8 млрд. Консолидированное мнение аналитиков таково: АФК «Система» приобретала активы Башкирского ТЭКа со значительной премией к рыночной цене, даже без учета выплат дополнительных $500 млн.

На тот момент многим экспертам сумма сделки показалась завышенной, однако АФК «Система» посчитала активы выгодным вложением. Корпорация заняла $2 млрд под залог 17% акций МТС и акций приобретаемых предприятий Башкирского ТЭКа. Аналитики выражали сомнение и в том, что АФК сможет расплатиться по такому крупному кредиту: приобретенным активы могли не позволить устойчиво генерировать денежные потоки из-за неблагоприятных условий. И отчасти это оказалось правдой, в мае АФК «Система» подписала дополнительные соглашения к ранее заключенным договорам, которые отменяли выплату в будущем, помимо $2 млрд. «Мы полагаем, что понижение цены связано с невыполнением компаниями Башкирского ТЭК каких-то финансовых прогнозов, к которым была привязана выплата дополнительно $500 млн», — писал в своем отчете банк Unicredit от 26 мая 2009 г.

Таким образом, итоговая цена сделки совпала с консолидированным мнением аналитиков, АФК «Система» купила активы с премией к рыночной цене. Стоит отметить, что информация о смене владельца «Башнефти» способствовала 40%-му росту цен на ее акции, причем только после этого рыночная стоимость сравнялась с выплаченной АФК «Система» суммой.

После сделки по приобретению Башкирского ТЭКа в 2009 г. под контроль АФК «Системы» попали 76,52% уставного капитала ОАО АНК «Башнефть», 87,23% уставного капитала ОАО «Новойл», 78,49% уставного капитала ОАО «Уфимского НПЗ», 73,33% уставного капитала ОАО «Башкирнефтепродукт», 73,02% уставного капитала ОАО «Уфаоргсинтез», 65,78% уставного капитала «Уфанефтехим».

Общий объем средств, затраченных АФК «Системой» на покупку всех активов Башкирского ТЭКа, составил $2,75 млрд ($600 млн в 2005 г., $2 млрд в 2009 г., $151 млн — выкуп акций у миноритариев). Более того, с 2009 г. на модернизацию активов «Башнефти» было потрачено около 120 млрд руб., в результате чего резко выросли запасы компании и увеличились цены на нефть.

Помимо этого, эксперты утверждают: сравнение Башкирского ТЭК и «Башнефть» не корректно, это две абсолютно разные компании. Первая – это разрозненная структура с непрозрачной системой управления, объемы добычи которой сокращаются, в то время как вторая – это бизнес, опирающийся на строгую систему международной отчетности, создающий новые чистые производства. Стоит также учесть, что «Башнефть» — это лидер по росту добычи нефти среди российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний: с 2009 по 2013 гг. она увеличилась на 37% до 16,1 млн тонн.