Развития экономики Русского Севера в мировой экономической системе

Эта тема снова получила широкое обсуждение на очередном международном форуме. Сейчас, 15-19 июня, в столице РФ проходит 21 по счету Мировой Нефтяной Конгресс. И среди более чем 600 выступлений и презентаций, запланированных организаторами в регламенте международной встречи наиболее серьезных игроков на поприще нефтегазовой отрасли, одним из самых ярких событий стало выступление губернатора НАО Игоря Кошина и обсуждение его доклада.
Мировой Нефтяной Конгресс как возможность регулярного общения структур, влияющих на международную экономику из нефтегазового сектора промышленности, впервые прошел в 1933 году. Каждые три года одна из столиц «политико-определяющих» в этой области государств принимает у себя представителей с разных континентов.
Основными темами МНК выступают: состояние мировых запасов энергетических ресурсов; анализ и реальные перспективы и пути развития конкретных нефтегазовых рынков; появление и внедрение инновационных технологий в сфере поиска, разработки, добычи нефтегазовых ресурсов, их переработки и безопасного хранения; возможность использования альтернативных газу источников энергии; социальные и экологические аспекты реализующихся или намеченных проектов.
Программа 21-го Московского МНК, проходящего в МВЦ «Крокус Экспо», в частности, включает: темы разведки и добычи сырья; вопросы нефтепереработки и безопасной транспортировки; современные аспекты нефтехимии; вопросы переработки, безопасной транспортировки и маркетинга природного газа; нюансы управления развитием мировой отрасли в целом и ее отдельными компонентами.
В выставочной композиции, проводимой в рамках 21-го МНК и занимающей площадь свыше 50 тыс. кв. м, участвуют крупнейшие из международных нефтегазовых компаний. В частности, свои экспозиции представили постоянные участники данного форума Total, Shell, BP, Petrobras, SaudiAramco, CNPC, SASOL, SINOPEC, Ecopetrol, Chevron, Sonatrach, Лукойл, Газпром, Транснефть, НК Роснефть, ExxonMobil, PDVSA.
Невзирая на украинские события и связанную с ними политику нарочитого остракизма стран Евросоюза, от участия в МНК отказался всего один из заявленных ранее территориальных участников. Это провинция Альберта из Канады и представляющие ее нефтегазовые компании.
Всего же в Москве на этот престижный саммит собрались порядка 4,5 тысяч представителей отрасли из более чем 80 государств. Такая массовость свидетельствует о том, что деловые интересы в сфере бизнеса всегда будут превалировать перед политическими амбициями и что Россия – не только сильный «игрок» на данном промышленном «поле», но и потенциально выгодный и интересный партнер.
Одним из наиболее ожидаемых на форуме стало выступление губернатора северных земель России – руководителя Ненецкой автономии Игоря Кошина. Докладчик не только рассказал в деталях о перспективах в экономике округа, связанных с созданием кластера вокруг нового порта на Севере, но и о реальных экономических выгодах, которые принесут инвесторам и компаньонам раскрывающиеся в этой связи возможности.
Строительство порта Индига вблизи существующего одноименного поселка является одним из центральных проектов в схеме создания северного кластера. Новый порт, оснащенный самым современным оборудованием, адаптированным под климатические условия тех широт, обеспечит беспрепятственные перевозки большого количества грузов из Европы в азиатские страны. Так называемый Северный Путь морских перевозок проляжет из Роттердама в Россию, затем – в порты Японии и Китая, а оттуда – во все страны Азии.
Затронул Кошин и проблему освоения новых месторождений, подчеркнув, что вверенный ему Ненецкий округ территориально практически весь находится за полярным кругом и, таким образом, является принадлежащим РФ арктическим субъектом. Освоение последнего открывает гигантские перспективы в плане добычи энергетического сырья.
Одна из главных проблем, стоящих сегодня на пути освоения Крайнего Русского Севера, — это отсутствие полноценных транспортных связей и систем сообщения. Порт Индига даст возможность не только построить альтернативный транспортный коридор международного значения между Востоком и Западом. Он станет «разрешительным документом» для вхождения НАО в общую российскую транспортную сеть. В частности, для интеграции округа в Балтийскую систему транспортного сообщения и удобную для перевозок сырья железнодорожную линию Воркута – Котлас – Коноша.
Губернатор Кошин озвучил план создания на территории НАО современной транспортной системы, предусматривающей разветвленную сеть автомагистралей с максимальным охватом населенных пунктов региона, а также железнодорожные ветки, соединяющие стратегические точки с позиции транспортировки грузов.
Главной целью этой системы будет появление возможности круглогодичного транспортного сообщения по суше других регионов России с районами округа, с его населенными пунктами, что сегодня доступны для поставки крупногабаритных грузов лишь в «зимник», то есть фактически половину года. Касательно же отдаленных поселков – вопрос транспортной связи с ними равнозначен вопросу жизнеобеспечения, поскольку доставка грузов первой необходимости туда осуществляется преимущественно вертолетами или в теплый сезон по рекам.
«Арктический план Путина» в действии. Так с легкой руки народа сегодня проект арктического кластера называют даже в СМИ. Вопрос транспорта – один из ключевых. И реализация проекта уже начата.
Финансирование окончания строительства северной трассы Нарьян-Мар – Усинск из государственного бюджета обозначено как 8 млрд.рублей, которые уже выделены из казны и курировать освоение которых (и весь проект) будет лично Дмитрий Медведев. Его заместитель, Аркадий Дворкович, также активно задействован в работе над проектом. На сегодняшний день основные работы сосредоточены на участке «разрыва» дороги – сегмент протяженностью чуть больше 80 км. Сроки окончания строительства – самые сжатые.
Инвестиционный проект, о котором на экономическом форуме в Санкт-Петербурге в мае т.г. было подписано соглашение Кошина и Сечина, помимо возведения порта Индига, предусматривает современный завод «Печора СПГ». Предприятие по выпуску сжиженного газа в равной степени будет экономически выгодно и своим инвесторам, дивиденды которых обещают превзойти самые смелые прогнозы, и экономике округа – регулярными и существенными отчислениями в местный бюджет.
Логично предположить, что реализация проекта «Печора СПГ» будет первым шагом на пути газификации НАО. Официально это пока не обсуждается, но речь президента Путина в Астрахани на Комиссии по ТЭК касательно участия нефтегазовых компаний в улучшении социальных условий для жителей региона обнадеживает.
Пока же Путин порекомендовал собственникам нефтегазовых компаний сначала стабилизировать, а в перспективе – снизить тарифы на газ для населения и отечественных предприятий-потребителей. Президент даже назвал пути «изыскания возможностей» для этого – модернизация уже работающих проектов и разработка новых в сфере добычи и транспортировки сырья.
Благодаря договоренности Губернатора НАО Кошина с Роснефтью в Ненецком округе сегодня уже может быть реализована эта политика.