Итоги ПФЭМ: расширение России в сторону Арктики

26 мая 17:41

Сухопутная часть российской Арктической зоны являлась одной из центральных тем закончившегося 24-го мая Петербургского международного экономического форума. В первый же день мировые СМИ сфокусировали свое внимание на позиции Кристофа де Маржери – CEO французской компании Total, сотрудничающей с Россией в области нефтедобычи, четко обозначившего намерение продолжать совместную работу в штатном режиме, несмотря на предпринимаемые в отношении России санкции и вероятность их перехода в экономическую плоскость.
Подобное заявление главы Total, известной среди участников нефтяного рынка своей высокой социальной активностью, дает основания для уверенности в том, что все планы по реализации проектов по развитию инфраструктуры и культурной и социальной сферы в Ненецком автономном округе, сопровождающих разработку нефтяных месторождений в Арктике, остаются в силе.
Твердость позиции французских нефтяников, четко разделивших политику и экономику, вполне понятна – призывы к инвестициям в нефтедобычу в арктической зоне на следующий день озвучивал с трибуны лично Владимир Путин. Президент РФ обратил внимание участников форума на масштаб возможностей и на перспективы, которые дают проекты по нефтеразработке за Полярным кругом, особо отметив, что российские компании уже смогли добиться на этом поприще определенных успехов. Стоит отметить, что слова президента подкреплены реальными соглашениями между «Роснефтью» и НАО, заключенными главой компании Игорем Сечиным и губернатором округа Игорем Кошиным, по реализации совместных проектов в области переработки и логистики углеводородов, предполагающих масштабные инвестиции в экономическую и социальные сферы НАО.
В частности, в округе планируется строительство незамерзающего порта в Индиге, предполагающее развитие всей транспортной сети региона в целом, развертывание производства сжиженного газа, развитие спасательного центра и аэродромов округа, включающее в себя полное обновление авиационного парка НАО и усовершенствование материальной базы санитарной авиации. Все эти проекты взаимосвязаны, поэтому их реализация возможна только в комплексе – к примеру, текущие проектные мощности «Печоры СПГ» будут увеличены до объемов, необходимых для загрузки порта в Индиге, до максимума его пропускной способности, а это более 10 млн. тонн ежегодно.
Игорь Кошин обозначил арктический кластер как имеющий решающее значение для экономики НАО, особо отметив глобальность заключенных с «Роснефтью» соглашений. Губернатор не скрывал воодушевления, рассказывая о перспективах сотрудничества, и выразил уверенность в том, что оно станет мощным толчком для скачка в развитии региона.
Участники форума также не скрывали своего интереса к потенциалу данного соглашения. Интерес этот объясняется тем фактом, что порт в Индиге – незамерзающий, то есть России вскоре представится круглогодичная возможность выхода на Северный морской путь, а это, в свою очередь, означает усиление торгово-экономических связей между Россией и Европой. Также можно будет отправлять свои грузы в Шанхай, Пекин и Гонконг.
Внутренняя экономическая политика арктической зоны РФ также не была обойдена стороной, решению ее вопросов в рамках форума было уделено пристальное внимание. Представители администрации Архангельской области, НАО, специалисты Минфина РФ приняли участие в обсуждении основных тезисов, описывающих экономические отношения между министерством и этими регионами. По словам Игоря Кошина, было выработано совместное решение, согласно которому Архангельск и НАО будут делить налоги между собой, причем Ненецкий автономный округ не просто субсидируется Архангельском, а регионы работают на равных. Такой формат отношений был поддержан и Минфином. Учитывая тот факт, что НАО полностью, согласно недавнему указу Владимира Путина, вошел в состав арктических территорий, а Архангельск получил ограниченное число муниципальных районов в этой зоне, такое решение, подтверждающее намерение следовать курсу по развитию Ненецкого автономного округа как ключевого региона северной части РФ, можно признать полностью справедливым.
Инфраструктуре в целом и развитию транспортной системы НАО также было уделена значительная часть общего внимания со стороны участников ПМЭФа. Глава министерства транспорта РФ Максим Соколов и глава «Роснефти» Игорь Сечин, преследуя своей целью развитие соглашений, заключенных с НАО, договорились о тесном сотрудничестве в арктической зоне России. Это сотрудничество будет заключаться в масштабных инвестициях, направленных на создание условий, способствующих обеспечению безопасности разработки месторождений углеводородов континентального шельфа и в территориальном море, в том числе и в экологическом плане. Арктическая природа, по мнению Игоря Сечина, Максима Соколова и Игоря Кошина, уникальна, как и самобытная культура региона, и необходимо обеспечить сохранение этих важнейших ценностей, имеющих значение и для всей страны.
Ту же позицию выразил и президент РФ – выступая перед иностранными партнерами, Владимир Владимирович обратил их особое внимание на меры безопасности, предпринимаемые российскими нефтяниками в отношении экологии региона и на заботу, проявляемую ими в отношении природы в ходе разработки месторождений углеводородов. Президент не скрывал гордости за российские компании, которые, по его словам, всегда находятся в этом плане на полшага впереди иностранных партнеров. То, что для этой гордости имеются вполне реальные основания, подтвердил и Игорь Кошин, в ходе интервью с журналистами обративший их внимание на высокие стандарты экологической безопасности, в соответствии с которыми происходит добыча и переработка углеводородов и решение задач по логистике продукции. Причем ряд соглашений, ставших результатом форума, позволяют убежденно говорить о том, что в этом плане ничего не изменится и в ходе практической реализации планов по увеличению объемов добычи.

Итоги ПФЭМ: расширение России в сторону Арктики