Активность сделок M&A стремительно растет

13 марта 12:50

Активность сделок, направленных на слияния и поглощения (M&A) растет. Об этом свидетельствуют результаты последнего исследования компании EY по вопросам реализации корпоративных активов за прошлый год, в ходе которого были опрошены 700 руководителей различных компаний.

Так, выяснилось, что треть компаний по всему миру планируют продавать свои активы, а свыше 80% руководителей уже готовы перейти к рассмотрению их предложений. Касательно возможности заключения сделок, 55% опрошенных высказались о готовности продать свой бизнес целиком, 34% готовы продать только часть активов, и лишь 14% респондентов предпочитают IPO.

Некоторые эксперты заранее прогнозировали подобное положение дел, связывая это с быстро растущей динамикой. В частности, председатель комитета по законодательству Ассоциации Российских Банков (АРБ) Михаил Яценко сказал следующее:

«Мир стал очень динамичным. Побеждают те, кто готов меняться и чувствует тренд. Готовность к консолидации или продаже собственного бизнеса — иногда от этого зависит очень многое.

Приведу пример из близкой мне банковской практики. Летом 2008 года владелец крупнейшего банка сибирского региона отклонил предложение о покупке с рекордным для российского банковского рынка мультипликатором. Бизнес был прибыльным, давно и хорошо организованным и казалось, что еще есть время для торга…. А уже весной следующего года ему пришлось обменять акции собственного банка на небольшой процент в общефедеральном российском банке без каких-либо дополнительных выплат.

Собственники усвоили уроки кризиса и сегодняшняя их высокая готовность рассматривать предложения с хорошей премией — тому подтверждение».

В этом году планы руководства международных компаний по продаже активов станут наиважнейшей частью роста активности на рынке слияний и поглощений. Вместе с тем тенденции к продаже своих активов наблюдаются и в российском сегменте. Этому отчасти поспособствовал низкий уровень активности на мировом рынке M&A в последние годы. Что и привело к более обдуманному подходу со стороны его участников. Большинство опрошенных бизнесменов, по мнению экспертов, хорошо понимают, что времена, когда количество достойных предложений превышало уровень спроса, остались позади.