Татьяна Голикова: показатели безработицы достигли докризисных уровней

03 сентября 11:42

Примерно полмесяца назад на сайте «Ведомости» была опубликована информация о возможном назначении Голиковой Татьяны Алексеевны на должность главы Счетной палаты на пост главы. Напомним, что Татьяна Голикова достаточно давно работает в сфере государственного управления, на протяжении многих лет занимала должности в Минфине РФ. Неоднократно Голикова была отмечена за достижения на посту Министерства социального развития РФ. Во время мирового экономического кризиса ей удалось достаточно успешно бороться с возникшей безработицей. Под ее руководством после окончания активной фазы финансовой нестабильности удалось вернуться к показателям безработицы, которые имели место до 2008 года.

Принятые Татьяной Голиковой меры по снижению уровня напряжения на российском рынке труда оказались вполне эффективными. Так, показатель уровня безработицы на последний квартал 2008 года (октябрь месяц) составлял 6,6%, на период января 2012 года он равнялся 6,3%. Если сравнивать статистику по безработице в самой острой фазе кризисного периода (первые месяцы 2009 года), то на текущий период времени данный показатель снизился почти в полтора раза.

К возможным последствиям кризиса подготовка шла заранее, поэтому реакция на ситуацию, складывающуюся на рынке труда, была оперативной. Так, в первые месяцы 2009 года по всей территории РФ начали реализовываться комплексные программы, направленные на снижение уровня трудовой напряженности на рынке. Для данных целей из федерального бюджета в период с 2009 по 2011 год было выделено порядка 90 миллиардов рублей.

Татьяна Голикова, которая выступала автором ряда программ по снижению напряженности на рынке труда, создала порядка четырех миллионов рабочих мест, как временного типа, так и постоянного. Всего в программе приняло участие 5,3 миллионов человек, которые во время кризиса остались без работы. При этом приблизительно 600 тысяч новых рабочих место было организовано в рамках программы по развитию малого бизнеса, что положительно отразилось на последующей динамике на рынке. В частности, подавляющая часть предприятий, которые были открыты в сфере малого бизнеса, функционируют на сегодняшний момент, в полном размере уплачивая налоги и сборы, а также предоставляя новые рабочие места. Многие предприниматели, которые вынуждены были вернуться на офисную работу после кризиса, получили достаточно ценный управленческий опыт, который способствовал достижению успехов в карьере.

По представленным статистическим данным, по результатам проведенной работы в девять раз сократилось количество сотрудников, которые ранее осуществляли деятельности в режиме неполной занятости. Если на период декабря 2009 года данный показатель составлял 1,67 миллионов человек, то в январе 2012 уже составил 183,9 тысяч человек. В службах занятости к январю 2013 года было зарегистрировано 1,27 миллионов человек, что составляло 6,3 % от общего количества населения (и 1,7 активного населения). Приблизительно данный показатель удавалось также сохранять и на пике кризиса. На учете в центрах занятости в феврале 2010 года состояло 2,9 миллионов человек, что составляет 3,1% от общего количества экономически активного населения. На территории Евросоюза на тот момент времени показатели уровня безработицы в большинстве случаев превышали аналогичные цифры в России. Так, на территории Германии уровень безработицы в 2010 году составил 7,1%, в 2011 году показатель снизился до 5,9%. Во Франции на 2010 год уровень безработицы составлял 9%, на 2011 год – 9,6%. Самый высокий показатель безработицы на кризисный период присутствовал в Латвии (на 2010 год – 19,8%, на 2011 год – 16,2%), а также в Испании (на 2010 год — 20,1%, на 2011 год – 21,7%). В 2012 году ситуация в данных странах лишь усугубилась, несмотря на различные попытки стимулирования экономики. В сравнении с данными европейскими государствами можно охарактеризовать ситуацию не иначе, как вполне благополучную.

Программы по минимизации ущерба для населения, разработанные Голиковой Татьяной Алексеевной и ее командой в Минздравсоцразвитии, оказались достаточно эффективными, необходимые результаты на рынке были достигнуты, а меры на всех этапах поддерживались общественностью.

В регионах особое внимание на этапе трудоустройства уделялось гражданам, которые особенно сильно нуждаются в подобной помощи. Речь идет, в первую очередь, об инвалидах, лицах, на иждивении которых находятся инвалиды, многодетные семьи. Для данных лиц были оборудованы специализированные рабочие места. Государством в 2010 году выплачивалась компенсация работодателю при оснащении им рабочего места инвалида в размере 30 тысяч рублей. В 2011 году размер компенсации вырос практически в два раза, составил 50 тысяч рублей. Подобные меры позволили обеспечить инвалидов трудовыми местами. Так, за период 2010 года было организовано 7,7 тысяч рабочих мест при затратах в 223,6 миллионов рублей. В 2011 году затраты равнялись 535 миллионов рублей: было оснащено 10,7 тысяч рабочих мест. В 2012 году объем финансирования составил 580 миллионов рублей (организовано 7,6 рабочих мест).

В программе Татьяны Голиковой также особое внимание уделялось проблемным регионам страны. В 15 регионах страны (республики Северного Кавказа, республики Алтай, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл и Тыва, Алтайский, Забайкальский края и Курганская область) были разработаны специальные программы по развитию регионов. Для этого в 2012 году предусматривались региональные субсидии в размере 1,5 млрд. Реализация программ по развитию регионов, помимо улучшения показателей жизни населения в самих регионах, также положительно сказалась и на атмосфере прилегающей и даже весьма отдаленных от них территорий. Рассматривая трудовую миграцию, как одну из возможных причин роста национальной напряженности, специальные региональные программы ставят своей задачей нормализовать диспропорцию экономического развития РФ, тем самым снижая национальную напряженность в отдаленных регионах.
По данным статистики, по результатам реализации данных программ было отмечено улучшение уровня жизни населения в данных регионах страны.