Некомпетентность в Министерстве энергетики РФ как причина ухода бизнеса за рубеж

18 февраля 2013 14:32

На сайте Открытого правительства Россиябездураков.рф появилась занимательная статья Евгения Смирнова о том, что происходит в энергетической отрасли. Приводим ее текст полностью.

Я работаю в российской энергетике и тяжелой промышленности более 10 лет. Хочу рассказать о ситуации, которая сложилась сегодня отрасли и о чиновнике, который на протяжении всей своей деятельности планомерно разрушает энергетику Российской Федерации, все выше и выше поднимаясь по ступеням карьерной лестницы. И если раньше он был известен только узкому кругу энергетического сообщества, то сейчас это уже заместитель министра энергетики РФ Михаил Юрьевич Курбатов. М.Ю. Курбатов слывет разбирающимся, как сейчас модно говорить, в области электроэнергетики. Конечно, нельзя же даже предположить, что человек, проделавший путь от ведущего специалиста отдела Департамента энергетики Минэкономразвития России до заместителя Министра энергетики России за 5 лет не суперпрофессионал в свои 30 лет. Опытные чиновники вам всегда расскажут, что нельзя из начальников управлений, департаментов, вырасти до заместителей министра. Правильнее выйти из госслужбы на годик-другой в теплое место, договориться о новой должности вернуться на ступень выше. Основной чертой М.Ю. Курбатова, не дадут соврать люди, которые его хорошо знают, является умение выбирать совещания и выступать на них: правильные совещания, правильные люди, правильные речи, правильные тезисы. При этом ни в чем не надо разбираться по сути. Изучение предмета отвлекает от главной задачи: самопиар. И это другая важная черта: умение отбросить все текущие задачи, весь массив, переложив его на заместителей, а самому заниматься исключительно двумя-тремя максимум проектами, но значительными в области пиарных ходов, и только ими, не отвлекаясь ни на какие правительственные поручения, коих на госслужбе каждый день поступает от 5 до 20. И все с жесткими сроками выполнения. Но эту науку Михаил Юрьевич освоил еще будучи начальником Департамента в Минэкономразвития России. Он был лидером по количеству невыполненных правительственных поручений, но это не мешало ему никак, в отличие от других его коллег, которые получали выговоры и нагоняи от министра за такие проделки. Что же за правильные речи умеет говорить М.Ю. Курбатов и почему всегда так хорошо звучит? Ответ простой, если за ним понаблюдать. Он всегда признает свои ошибки, сразу, с первых слов говорит: да, мы не правы, но мы сейчас работаем над исправлением. Процесс. Результат ноль. Профессиональных ошибок на пути М.Ю. Курбатова было много. Вернее ровно столько, сколько проектов он вел. Но ему не только удается уйти от ответственности за отрицательные результаты, но и повернуть эти ошибки в публичном пространстве в свои заслуги. Де мы занимались, работали, во всем разобрались, но на местах все испортили исполнители. Мы сейчас разберемся, виновных накажем, все исправим. Ну и правда, не ошибается только тот, кто ничего не делает, скажет любой человек, и будет прав, но не в этом случае. Только пробелам в том, что деятельность М.Ю. Курбатова распространяется на всю отрасль, затрагивает всех, от крупных заводов и малого бизнеса до населения, а, следовательно, за его ошибки платят все потребители страны. Я хочу перечислить основные деструктивные действия в отрасли этого человека. Может быть, мое видение заставит других людей посмотреть на него другими глазами, увидеть то, что вижу не только я, но и многие другие люди, связанные в своей работе с электроэнергетикой.
1. Запуск для электросетевых компаний метода регулирования по норме доходности, так называемое RAB-регулирование. М.Ю. Курбатов был главным лоббистом данной темы. Считается, что именно он ее провел на всех уровнях и доказал необходимость перехода на такой метод регулирования. На каждом углу расхваливал преимущества такого расчета тарифов, «как будет здорово, как на западе». Но на западе, когда данный метод применяется к электросетевым компаниям, тарифы ежегодно снижаются (в связи с тем, что считается, что энергокомпания каждый год более успешно борется с издержками и может выполнить те же задачи, что и в прошлом году, но дешевле). А мы в итоге, как потребители, получили трехкратное увеличение выручки сетевых компаний за три года (с 2008 по 2011гг.) за счет согласования огромных инвестиционных программ на строительство сетей и расшифку запертой мощности. Никем не проверенные, инвестиционные программы электросетей, были включены в тарифы потребителей в соответствии с методикой, которую так яростно лоббировал именно Курбатов. На сегодня ситуация не исправлена, потребители, которые имеют достаточно сил, чтобы докричаться до Курбатова, были выслушаны, но не услышаны. Зачем Михаилу Юрьевичу потребители? Кто эти люди? Чем они помогут ему в его карьерных интересах? Решение их проблем никак не поможет стать известнее. Да и честно говоря, вряд ли Михаил Юрьевич понимает, в чем была ошибка и как ее исправить, для этого надо обладать знаниями специалиста в области регулирования тарифов и цен на электроэнергию, правил, регламентирующих деятельность на рынках электроэнергии, коими он не только не обладает, но и не хочет обладать.

Закон об энергосбережении тоже приписывают как важный удачный проект М.Ю. Курбатова. Написанием его, правда, М.Ю. Курбатов не занимался, его писали другие действительно грамотные люди, которым он только мешал своими «занимательными» идеями. Но его заслуга – это отличный пиарный ход: перевести все министерства на энергосберегающие лампочки. Экономить каждый килловат. Кто помнит это время, когда заходя в любое министерство на совещание, можно было лицезреть в кабинетах зияющие дыры в потолках от поспешно вынутых оттуда лампочек и вкрученных вместо них спиралевидных энергосберегающих. Кто то еще слышал что-нибудь про этот закон дальше? У нас страна стала энергосберегающий и энергоэффективной? Странно, ведь удачный проект М.Ю. Вопрос, удачный для кого? Для потребителей? Для страны? Ответ простой: для М.Ю. Курбатова. А то, что он в тему энергосбережения и повышения эффективности, как он говорил – начнем с себя! – больше не играет, это очевидно. Этой зимой в Москве в здании Минэнерго России проходило совещание у М.Ю. Курбатова. Совещание по дальнейшему реформированию электроэнергетики. Не подумайте, не М.Ю. Курбатов в должности замминистра энергетики про эти изменения докладывал. Конечно, докладывали более умные люди. Погружать в тематику М.Ю. Кубатова начали еще со времени начала реформы энергетики, но не погрузили, сопротивляется М.Ю. Курбатова любым знаниям. Только термины выучил, чтобы начальству умно докладывать. Начальство же никогда вглубь не пойдет – постесняется спрашивать. А если вдруг спросит можно же и приврать – никто проверять не будет. Так вот, в момент проведения данного совещания заменой разбитого окна в этой переговорной была выставлена тепловая пушка, которая после некоторого времени работы явилась причиной отключения электричества во всем Минэнерго в связи с перегрузкой. Вот вам, дорогие потребители, и энергосбережение на самом деле. Проект сделан – в пиаре плюсик получен – забыли про энергоэффективность страны как про страшный сон. И про все слова, что в пиаре говорили, тоже, что начинать с себя и т.д.. И про ответственность за свои действия и поступки. О какой энергоэффективности и энергосбережении можно говорить в масштабах страны, если замминистра энергетики, проектом которого был Закон об энергосбережении, для того, чтобы повысить температуру в своей переговорной ставит тепловую пушку напротив разбитого окна, обогревая улицу.

2. Инвестиционная программа крупнейшей сетей компании ОАО «ФСК», согласованная М.Ю. Курбатовым. Одним из важнейших направлений деятельности министерства энергетики и лично М.Ю. Курбатова является утверждение инвестиционных программ сетевых компаний. В столь закрытой и непрозрачной отрасли как энергетика иногда бывают исключения и те решения, которые принимает Минэнерго России очень редко, но все же подвергаются публичному обсуждению. Ознакомиться с примером эффективности решений заместителя министра энергетики можно по результатам обсуждения инвестиционной программы Федеральной сетевой компании, которое недавно состоялось в рамках Открытого правительства. http://www.большоеправительство.рф/events/5038/
От инвестпрограммы лидера нашей энергетики, компании имеющей очень достойные международные кредитные рейтинги логично ожидать понятных и четких показателей окупаемости и возврата инвестиций. Предлагаю ознакомиться с выдержками из протокола:
3. Состав и объем инвестиционной программы не отвечают потребностям энергосистемы и интересам государства.
4 .Данная инвестпрограмма не может быть рекомендована к реализации на долгосрочную перспективу.
5. Менеджмент ФСК не смог привести ни одного(!) проекта, имеющего коммерческую окупаемость без дополнительной нагрузки на тариф. Все проекты, квалифицированы как проекты, обеспечивающие дополнительную надежность. Для сравнения – в РЖД перечень коммерческих самоокупаемых проектов – порядка 50%.
6. Уровень затрат и тарифов ФСК уже сегодня превышает уровень аналогичных тарифов в зарубежных странах. Инвестиционная программа впрямую приведет к еще большему увеличению тарифа для потребителей. Даже такие сухие и округленные формулировки правительственного протокола заставляют усомниться в том, что авторы этой программы и утвердившие ее чиновники Министерства энергетики ответственно подходят к своей деятельности.

Последствия для промышленности таких решений На сайте Министерства энергетики указано, что одной из важнейших целей деятельности Министерства энергетики является «Повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса России». Одним из ключевых показателей эффективности отрасли являются цены на выпускаемую продукцию. В нашем случае это электроэнергия. Можно было бы подумать, что имея дешевые трудовые ресурсы и низкую стоимость газа, который является самой крупной статьей затрат у производителей электроэнергии, цены для российских потребителей должны быть чувствительно ниже, чем в развитых странах. Однако это совсем не так. По данным Института проблем естественных монополий цены на электроэнергию для промышленных потребителей РФ еще в 2011 году превысили уровень США и ряда стран Европы. Статистикой за 2013 год мы пока не располагаем, но очевидно, что с учетом политики проводимой М.Ю. Курбатовым в Министерстве энергетики разница стала еще больше и, увы, не в нашу пользу (http://magazine.rbc.ru/2012/10/26/trends/562949985009232.shtml)

Может быть столь высокие цены вызваны высоким качеством или доступностью услуг и продукции российских энергетических компаний для потребителя? Увы, и это не так. И если ситуацию с ценами на электроэнергию пока можно назвать тревожной, то по оценке Всемирного банка Россия находится на 184 месте в мире из 185 по уровню доступности к энергетической инфраструктуре! И это одна из любимых тем М.Ю. Курбатова. На словах он жестко ругает сети за такое обращение с потребителями, а на деле, будучи еще заместителем руководителя в Холдинге МРСК, да и ранее в Министерстве экономического развития, сам и лоббировал эти правила «дискриминационного» доступа к сетям, где все, что можно, сделано в пользу сетей, а не потребителей. И прав у потребителей как нет, так и не было. Но и сегодня, находясь на должности замминистра энергетики, вы можете нередко услышать от него, что это «беспорядок», и «они» работают над этим вопросом. Видимо работать над этим будут вечно. Российские промышленные холдинги, которые являются крупнейшими работодателями и налогоплательщиками в регионах присутствия приняли мудрое решение, которое не афишируется и не обсуждается. Производство выводится из России. Вместе с налогами и рабочими местами.

Примеры:

1) Компания Русал аккуратно называет это долгосрочной поэтапной программой замены неэффективных мощностей по производству первичного алюминия на современные производства с конкурентоспособной себестоимостью. Только умалчивает в публичной плоскости, что новые эффективные производства будет создаваться в Индии. На территории, неподведомственной нашему Министерству энергетики. И это решение можно понять. На Урале забастовки – останавливаются производства. Производство в России более неэффективно. http://www.vestifinance.ru/articles/16143 http://newsland.com/news/detail/id/1028328/

2) Металлоинвест строит уже второй завод по производству железа в Объединенных Арабских Эмиратах. И ничего, что железную руду придется завозить из России. При таких ценах на российские энергоносители это все равно выгоднее. http://www.metalinfo.ru/ru/news/42233 Такие решения далеко не единичны. Российские компании создают новые рабочие места в Индии, Китае, США, Канаде.

Только эти два примера это десятки тысяч рабочих мест, миллиарды рублей налогов, которые упущены в результате бездумной политики чиновников и в частности М.Ю. Курбатова в прошлом начальника Департамента энергетики Минэкономразвития России и нынешего замминистра энергетики. Сегодня Курбатов является основным лоббистом всех изменений правил, которые привели к росту сетевых тарифов. А именно от них «сбегают» крупные потребители. Строительство собственной генерации, отключение от Единой национальной электрической сети, минимизация всеми мыслимыми или немыслимыми способами платежа сетям – вот чем заняты сейчас потребители. При этом, для всех оставшихся гарантирован ускоренный рост тарифа. Отвечает ли это интересам государства? Очевидно, что М.Ю. Курбатов не разбирается в том, что делает. Нет опыта, нет желания разобраться, есть только пиар.

Предложения по исправлению ситуации:

Поручить Счетной палате и Контрольно-ревизионному управлению Президента РФ оценить последствия деятельности Министерства энергетики на экономику России, уровень ВВП, конкурентоспособность продукции отечественных предприятий на мировом рынке

Прекратить замалчивать ситуацию о полной не компетенции нынешнего руководства электроэнергетики, предавать максимальной огласке все решения, принимаемые Минэнерго России и их последствия Дополнительно хочется попросить прочие министерства и ведомства определиться, они за конкуренцию или за РУЧНОЕ регулирование электроэнергетики. И если они честно ответят себе на этот вопрос, что хотят максимально все регулировать и контролировать, то прекратить менять правила в сторону конкуренции, чтобы потом ее искусственно ограничивать, и просто тогда нужно всем вместе изменить законодательство и вернуть 100% регулирование в отрасли. А не вешать, подобно М.Ю. Курбатову на флаг слово конкуренция, чтобы потом в ручном режиме на своем рабочем месте делать ровно обратное. А если мы идем к конкуренции в электроэнергетике и готовы к последствиям ее хорошим и иногда непопулярным, то и на своих рабочих местах надо каждое решение принимать исходя из этого.

Источник: Россиябездураков.рф