Контрольное взвешивание, дифференциация штрафов и другие вопросы к АСВГК
Проект весового контроля набирает масштабы, и вместе с тем рождает все больше спорных моментов, пишет «ДП»
Изначально благая цель АСВГК – улучшить качество дорожного полотна в России и наказать недобросовестных перевозчиков, допускающих перегруз своих ТС, – обернулась растущим недовольством бизнеса. Об этом свидетельствуют новости с отраслевых мероприятий и конференций. Последняя из нихпрошла в Москве 26 и 27 марта – речь идет о конференции «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности».
Главные претензии представителей бизнеса вращаются вокруг одного ключевого вопроса, а именно корректности показаний рамок АСВГК. При сравнении со стационарными весами датчики АСВГК часто показывают несуществующее превышение в 40%. В Свердловской области порядка 400 постановлений было отменено по причине перевесов, которые прибавили «умные» весы к грузовикам, соответствующим в реальности всем нормам.
Эксперты предлагают различные решения проблем. Так, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич предлагает ввести тестовый период с «нулевыми штрафами» перед тем, как АСВГК заработает в полную силу. Эксперт также уверен, что нужно дифференцировать штрафы – соответственно нарушениям, например, в процентном соотношении от перегруза по оси.
Напомним, что ответственность логистического оператора за нарушения начинается уже от 2% перевеса, а сумма штрафа – от 150 тыс. рублей. Максимум компания может заплатить 500 тыс. рублей.
Александр Лашкевич также считает, что перевозчики должны иметь открытый доступ к данным для возможности сравнения показателей рамок: «Если данные разнятся, это может быть поводом обжаловать вынесенное постановление».
Глава МОЭС Борис Рыбак уверен, что измерительная погрешность комплексов АСВГК должна трактоваться в пользу перевозчиков. «Это требование закреплено в мартовском приказе Минтранса, но хотелось бы, чтобы оно железно исполнялось», — добавил он. Даже технически абсолютно исправные автоматические весы могут показывать перегруз в силу ряда причин: некорректной установки с нарушением техтребований, экстремальных погодных условий, а также в силу особенностей управления конкретным автомобилем вкупе с искусственными неровностями на дороге. Например, притормаживание перед рамкой закономерно приведет к тому, что весы покажут больший результат из-за инерции движения.
К концу 2024 года в России должно появиться около 400 рамок АСВГК. Более сотни из них будут установлены уже к декабрю в Ленобласти, так как в Выборгском районе ведется добыча песка и щебня, и часто курсируют фуры с грузом – и потенциальным перевесом.