Грузоперевозкам нужно участие государства
Власти начали принимать активное участие в регулировании сферы автомобильных грузовых перевозок. Бизнес признает, что за прошедший год произошло много положительных изменений – хотя ряд вопросов по-прежнему остается.
Представители отрасли грузовых перевозок за 2018 год ощутили усилившееся внимание властей к самым разным вопросам сферы. Ряд экспертов отмечает, что регулирование государства в некоторых случаях чрезмерно и тормозит развитие рынка. Например, внедрение датчиков осевой нагрузки было излишним, так как у малотоннажной техники проблем с перегрузом по осям и так нет. С другой стороны, внимание законодателей к проблемам отрасли – определенно шаг вперед, считает директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич:
— Мы надеемся, что в итоге закон об автоперевозках «обелит» рынок автомобильных грузовых перевозок и обеспечит равные и прозрачные условия работы для всех добросовестных перевозчиков. Сегодняшний уровень регулирования достаточно высок, но при этом некоторые моменты пока остаются без внимания и требуют усиления.
Один из моментов, который нуждается в решении, по мнению игроков рынка, – это разделение водителей большегрузов на любителей и профессионалов. Например, «Деловые Линии» развивают собственные системы подготовки водителей, восполняя пробелы в государственной системе автошкол. Ранее Минтранс подготовил соответствующий проект о разграничении статуса дальнобойщиков, однако Минэкономразвития дал отрицательное заключение по документу. Представители отрасли надеются на национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», один из пунктов которого – обязательное профессиональное обучение и повышение квалификации для допуска водителей к грузоперевозкам.
Среди других важных проектов – закон о комбинированных, или мультимодальных, перевозках.
— Законопроект о мультимодальных грузовых перевозках идет в том числе в русле создания транзитного «зеленого коридора». Он хорош тем, что унифицирует отдельные области грузоперевозок, – отмечает Александр Лашкевич. – В частности, при мультимодальных перевозках перевалка грузов с одного транспорта на другой позволяет не выгружать грузы из контейнера, это ускоряет процесс и повышает сохранность грузов. Такие элементы, как электронные пломбы и специальная тара, единый документ на весь путь следования, — неотъемлемая часть будущего перевозок.
В конце прошлого года стало известно о множестве перемен, которые значительно усложнят жизнь грузоперевозчикам. Это и повышение НДС, и подорожание бензина, и отмена льгот по транспортному налогу, и рост тарифов в системе «Платон». Издержки увеличиваются, и лишь некоторые компании могут оптимизировать процессы за счет автоматизации и цифровизации внутренних процессов.