Поездом в фурах: об особенностях контрейлерных перевозок
Газета «Коммерсантъ» написала о запуске регулярного контрейлерного сервиса от Федеральной грузовой компании и РЖД – перевозке большегрузов на железнодорожных платформах. Тем не менее, по мнению экспертов, такая услуга выгодна в виде перевозки только полуприцепов и на большие расстояния.
Если раньше существовало множество юридических тонкостей и проблем, которые затрагивали правила перевозки фур на специальных контрейлерных платформах, то сейчас многие из них устранены. Воспользовавшись положением на рынке, ФГК (входит в ОАО РЖД) и собственно ОАО РЖД запустили сервис контрейлерной перевозки фур с полуприцепами. Для начала такую услугу компания решила оказывать только раз в неделю, затем, как сообщили в самой ФГК – она будет действовать в ежедневном режиме. Первым клиентом ФГК уже стал ритейлер «Магнит», его груженый большегруз поедет из Новосибирска в Москву. Время в пути составит 3,5 суток.
Контрейлерные перевозки будут действовать главным образом там, где есть ограничения или перегруз на автодорогах – то есть где новая услуга может существенно сократить временные издержки. Директор по логистике «Магнита» Евгений Некрасов отмечает: «Это Сибирь и Урал, некоторые южные регионы со сложным рельефом и большой транспортной загруженностью». В РЖД уточнили направления, среди которых – из Москвы в Екатеринбург, Новосибирск, Калининград, на Дальний Восток, в Финляндию.
Автомобили будут оснащены специальными электронными пломбами на основе ГЛОНАСС, а спутниковый мониторинг будет обеспечивать ООО ГЛОСАВ. Выпуском самих контрейлерных платформ занимается Завод металлоконструкций в Энгельсе еще с 2012 года, а с 2014 года – Рузхиммаш. В 2017 году ФГК заказала Уралвагонзаводу (УВЗ) проект универсального контрейлерного вагона-платформы и в октябре прошлого года получила на него патент. «Мы разрабатываем изделие по заказу ФГК и под их финансирование, — рассказал «Коммерсанту» замгендиректора УВЗ по гражданской продукции Борис Мягков.— Думаю, в апреле-мае получим сертифицированную платформу». Общий заказ, по его словам, — более 1 тыс. единиц, а в этом году компания намерена купить порядка 300 платформ.
Если ранее формально фуры не считались грузом для РЖД, то сейчас этот тип объектов включен в перечень грузов. Корпорация заключает договор с грузоотправителем, то есть ФГК, и с этого момента ответственность за груз полностью ложится на РЖД.
На контрейлерные перевозки у ФГК действует скидка в среднем от 6 до 12%. Эксперты и участники рынка с интересом следят за нововведением. Распространено мнение, что услуга не имеет в себе потенциала сокращения временных издержек. Директор по взаимодействию с отраслевыми и инфраструктурными организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич отметил, что, например, на маршруте Москва—Новосибирск—Москва сроки доставки составят семь суток, при этом двое-трое суток займет перемещение между складом и станцией, погрузо-разгрузочные работы, включение платформы в состав поезда. А еврофура в одну сторону проедет за четверо суток с соблюдением всех нормативов.
В Globaltruck заявили, что многое зависит от цены, скорости транзита и скорости обработки полуприцепов при погрузке и выгрузке, но скорее всего, выгоднее всего такие перевозки только для полуприцепов без тягачей и на длинных плечах.
Так или иначе, эксперты сходятся во мнении, что наиболее востребована услуга перевозки фур на ж/д платформах может быть в первую очередь для крупных ритейлеров и больших производителей товаров потребительского сегмента.