Ритуал Мазараки: как фамильная реликвия исчезла и вернулась на Родину
Сотрудники Центрального музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева в 2007 г. получили заявку на проведение экспертизы иконы, которая была привезена из США. По манере письма эксперты датировали икону первой половиной 19 ст.
Размеры иконы Богоматери с Младенцем в серебряном окладе не так велики — 46х36 см, что может говорить о семейном использовании образа. Однако сам оклад создали позднее – в начале 20 ст.
Образ соотносится специалистами с русским иконографическим типом Богоматери Корсунской. На основе общих черт композиционный извод иконы определили как «Умиление» в сокращенной редакции.
На обратной стороне иконы была наклейка, на которой имелась печать Храма Гроба Господня в Иерусалиме, надпись на русском и частично на греческом языке, а также дата — 1858 год. Надпись указывала на владелицу иконы – Елизавету Алексеевну Мазараки.
Е.А. Корженевская стала обладательницей иконы в 1860 году. Она готовилась стать женой Харлампия Васильевича Мазараки, известного в Иерусалиме врача с обширной практикой, заведующего больницей Машгав Ладах. Икону невесте вручили как ритуал благословления на свадьбу. Однако у пары не было детей, поэтому ритуал Мазараки так и не стал традицией. В 1892 году Харлампий Мазараки умирает, и его вдова возвращается в Россию. Икону Богоматери с Младенцем женщина хранила бережно как важнейшее воспоминание о супруге. Для нее был заказан изящный серебряный оклад.