Турция становится ключевым партнером в логистике
Транспортная сфера через Турцию устойчиво укрепляет свои позиции
После трансформаций в мировом политическом и экономическом обществе важную роль в поставках товаров заняла Турция. Логистические маршруты активно адаптировались прошлым годом в пользу юга и востока, поскольку северо-западные пути столкнулись с полной блокировкой из-за санкций. Турецкая территория выделилась в роли удобного логистического узла и хода транзита для России по множеству товарных категорий. Наблюдается возросший интерес к перевозке грузов, а сфера транспортных служб отмечает предоставление более широких возможностей по доставке товаров, при сохранении доступных цен.
В первый триместр 2023 года наблюдается увеличение грузоперевозок по России на 35% в годовом выражении, спрос на подачу товаров из зарубежных стран ускорился еще больше – на 40%. Эти итоги были получены на основе данных биржи грузоперевозок ATI.SU. Согласно данным, экспорт сократился на 8%, но потери из-за отсутствия европейских направлений компенсируются благодаря странам-партнерам, в первую очередь Турцией, где наблюдается рост на 213%. В декабре на встрече министров иностранных дел Черноморского экономического союза, министр иностранных дел Сергей Лавров, отметил: товарооборот между Россией и Турцией увеличился в два раза с января по сентябрь 2022 года и составил $45 млрд.
Сергей Гатауллин, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ отмечает, что заслуга в увеличении спроса на транспортные услуги принадлежит Турции, выступающей как один из крупнейших транспортных узлов.
«Вся российская транспортная инфраструктура испытывает огромную нагрузку, перестраивая логистику в соответствии с неоднократно меняющимися внешними ограничениями, и Турция как партнер ВЭД представляет для нашего государства стратегический интерес. К преимуществам сотрудничества можно отнести развитую портовую инфраструктуру перевалки грузов и возможный объем морских перевозок», — добавил эксперт.
Екатерина Новикова, доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова, подтверждает, что в первом квартале 2023 года импорт из Турции в Россию возрос до 650% от прошлого года, а экспорт — на 380%.
«Безусловно, серьезный рост грузоперевозок наблюдается с Китаем, Белоруссией, Казахстаном и Узбекистаном. При этом Турция является на сегодняшний день важным торговым хабом для российской экономики», — комментирует аналитик.
В противовес всему этому, отмечаются и некоторые сложности. К примеру, недостаточная мощность наземных границ, отсутствие стабильности турецкой лиры при взаимных расчетах в местной валюте, нередко меняющаяся политика в отношении выполнения западных санкций и удлинение терминов доставки по разным причинам, включая технические и политические. Впрочем, компании-перевозчики продолжают успешно справляться с этими трудностями, укрепляя свои позиции. Перевозчик «Деловые Линии» подтверждает, что доставка грузов осуществляется без проблем.
«Небольшая задержка состоялась накануне выборов в Турции, когда поставки по контрактам были временно приостановлены. Сейчас все работает без перебоев», — отметили в компании.
Сегодня Турция становится главным из дистрибьюторов, осуществляющих поставку широчайшего ассортимента товаров, начиная от продуктов питания до высокоточных электронных устройств и промышленных станков. Эксперты подчеркивают увеличение импорта оригинальных турецких товаров, включая автозапчасти, оборудование и текстиль, на российский рынок.
Бывают случаи, когда турецкий вектор активизируется в ситуациях невозможности прямого привоза товаров из Европы. Это может касаться как параллельного импорта, так и прямых платежей от производителей на месте. Несмотря на некоторые ограничения в марте 2023 года, связанные с транзитом санкционированных товаров через турецкую территорию, впоследствии препятствия были устранены.
Турецкий маршрут грузоперевозок предполагает транспортировку через Азово-Черноморский бассейн с использованием портовых инфраструктур. Тем не менее, наземная доставка занимает больше времени: следующие из Турции грузовики избегают Черное море с востока и продолжают свой путь через Армению, Грузию или Азербайджан.
В перевозках грузов всё чаще используются контейнеры, особенно когда дело касается сборных грузов. В этом случае, зарезервированная часть или отдельное место в контейнере выделяются под размещение груза. Многие клиенты наращивают объемы отправлений и заказывают контейнерные перевозки вследствие увеличения спроса.
«Мы смогли сократить сроки доставки и снизить расходы, пересмотрев логистику и агентов. Самое главное – мы вышли на стабильное расписание, которое позволяет нашим клиентам планировать свои грузопотоки, а также провели ряд оптимизационных мероприятий, которые снизили издержки и, как следствие, сделали наши тарифы более привлекательными», — подчеркнули в «Деловых Линиях».
Ожидается, что к концу года будет наблюдаться увеличение количества товаров, которые доставляются контейнерами, а также дальнейшее расширение ассортимента перевозимых товаров.