Петербург имеет все шансы снова стать крупнейшим логистическим хабом

13 марта 15:30

Прошлый год стал годом коренного перелома в существующей системе логистических цепочек – компаниям пришлось оперативно и значительно поменять маршруты перевозок за границу и отчасти и те, которые касались доставки по стране. Санкт-Петербург как портовый город, имеющий всю необходимую инфраструктуру для погрузки и разгрузки даже крупногабаритных товаров, существенно потерял в товарообороте. Многие иностранные компании, в том числе судоходные линии Maersk, CMA CGM, Hapag Lloyd и ONE, разорвали контракты с портом. По выражению руководителя проекта «Дорн» Андрея Карпова, «функция окна в Европу» закрыта, и теперь Петербург «находится на Дальнем Западе» по отношению к активно формирующимся главным транспортным коридорам, поменявшись местами с Дальним Востоком.

По данным Ассоциации морских торговых портов РФ, по итогам прошлого года товарооборот БПСПб упал на 37,5%. Финансовые потери – еще больше.

Как следствие, ситуация с портом оказала прямое влияние на автоперевозки, так как порядка 80% контейнеров вывозилась с пристани именно автотранспортом. По словам президента Национальной Ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» (НАГАТ «Грузавтотранс») Владимира Матягина, некоторые контейнерные перевозчики ушли работать с Новороссийским портом, а большинство перепрофилировалось на внутренние самосвальные перевозки (купили самосвальные полуприцепы).

В то же время, после провального 2022-го положение БПСПб начало постепенно стабилизироваться. Из-за перегруженности Восточного коридора РЖД, в петербургском порту стали увеличиваться объемы перевалки угля. В январе этого года рост составил уже почти 33%. Поставки угля через порты Северо-Запада экономически целесообразны даже в адрес покупателей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Возможно, что такая ситуация сложится и для других грузов — и это создает перспективу для частичной компенсации БПСПб своих потерь, полагает президент Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ Александр Ходачек.

Более того, многие перевозчики используют выход к морю Санкт-Петербурга для отправок грузов в том числе из Турции.

«По нашим данным, спрос на доставку по этому направлению увеличился в среднем на 30%, — отмечают в ГК «Деловые Линии». — Несмотря на рост логистических затрат и увеличение времени доставки, маршрут прекрасно работает. У нас есть собственная сборная контейнерная линия из Европы через Турцию для компаний и индивидуальных предпринимателей (перевозятся в основном запчасти, оборудование и комплектующие). В ноябре 2022 года также была запущена доставка товаров из Турции для физических лиц (доставляют спортивный инвентарь, мебель, строительные материалы, товары для дома и сада)».