Каждый третий россиянин не пользуется наличными деньгами
Почти 30 % граждан России уже практически не используют наличные деньги. Представители бизнеса стремятся подстроиться под новые финансовые привычки своих клиентов и активно внедряют системы электронных платежей. По прогнозам экспертов платежной системы Visa, в 2022 году почти 80% всех представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) в России будут использовать такие сервисы.
Главное преимущество – удобство
Более трети россиян говорят, что в 2022 году намерены чаще использовать безналичные формы оплаты товаров и услуг. При этом порядка 36% опрошенных сказали, что уже перестали делать покупки в торговых точках, в которых нет возможности оплачивать товары при помощи карточки. Только за последние 30 дней более 50 % транзакций при оплате товаров были сделаны безналичным способом. Во многом это связано с тем, что у 40 % потребителей во время пандемии появилась привычка расплачиваться онлайн.
Почти ¾ опрошенных говорят, что главным критерием при выборе магазина является удобство совершения покупки. Поэтому им важно наличие специального платежного терминала на торговом объекте.
Основными преимуществами электронных форм оплаты респонденты считают возможность заказывать товары в интернет-магазинах (так ответили 2/3 опрошенных), а также простота ведения собственного учета расходов (так сказали почти 40 % респондентов). Кроме этого, карточку используют не только для оплаты покупок, но и для финансовых операций, например, кредитования. На сегодняшний день получать онлайн микрозайм на карту в МФО может практически каждый, в какой бы точке России он не находился. Это также является серьезным аспектом популярности банковских карточек среди населения – получить на них деньги в долг значительно быстрее и проще, заполнив анкету на сайтах микрофинансовых компаний и указав в качестве метода получения банковскую карту.
Увеличение объемов продаж
Российские предприниматели тоже оценили все возможности электронной коммерции. Почти 60 % представителей МСБ сказали, что внедрение новых форм оплаты существенно ускорило развитие их проектов. Около 20 % предпринимателей надеются, что возможности оплачивать покупки онлайн привлекут к ним большое количество новых клиентов.
Примерно 30 % небольших фирм и индивидуальных предпринимателей полностью отказались от использования обычных физических купюр. Российские предприниматели лидируют и по доле бесконтактных форм оплаты – этот показатель в нашей стране составляет 54 %, в то время как во всем мире меньше 40 %.
Около 85 % мелких и средних предпринимателей в России настроены достаточно оптимистично. Примерно 60 % говорят, что готовы в ближайшее время вступить в серьезную борьбу за клиентов с более крупными компаниями. Это при том, что ¾ опрошенных столкнулись с новыми конкурентами, которые изначально собирались работать в сфере электронной коммерции.
Малый и средний бизнес сейчас фактически находится в состоянии выживания из-за пандемии. Чтобы не обанкротиться, предприниматели активно продвигают свои товары и услуги в интернете. Около ¾ всех бизнесменов, внедривших онлайн-услуги, сказали, что за последние несколько месяцев 37 % своих доходов получили от продаж в Сети.
Выход на международный рынок
Но переход на электронные формы коммерции – не единственный способ развития бизнеса. Предприниматели активно ищут партнеров в других странах. Около 15 % бизнесменов надеются таким образом расширить аудиторию своих клиентов и покупателей. В настоящее время только 12 % респондентов говорят, что уже установили нужные деловые контакты с иностранными коллегами. Но не менее трети намерены тоже выйти на международный рынок в ближайшем будущем.
Простые потребители тоже все чаще делают покупки в иностранных интернет-магазинах. Более 2/3 опрошенных сказали, что им достаточно удобно пользоваться услугами виртуальных торговых площадок в других государствах. При этом более половины респондентов говорят, что их беспокоит недостаточно надежная защита данных банковских карточек от мошенников. Также многие люди не уверены, что товар будет доставлен в срок. Половине опрошенных создает неудобство отсутствие русскоязычных версий иностранных интернет-магазинов.
По словам главы отделения компании Visa в России М. Бернера, платежный рынок в стране сейчас развивается достаточно бурно, считается одним из самых динамичных в мире. Это подтверждается результатами специальных исследований, проведенных экспертами Visa в разных государствах. Среди 8 стран, в которых проводились опросы, Россия является лидером по количеству потребителей, полностью отказавшихся от оплаты наличными. И более 80 % россиян говорят, что готовы перейти на безналичные формы оплаты в ближайшие годы. Бизнес-структуры стараются не отставать от предпочтений потребителей. Россия занимает лидирующие позиции и по количеству предприятий МСБ, полностью перешедших на электронные формы оплаты их товаров или услуг. А по распространенности бесконтактных платежей Россия – абсолютный лидер среди всех государств, в которых проводились опросы.
Методы исследований компании «Виза»
Опрос проходил в декабре 2021 года. В нем участвовало более 2,2 тыс. человек предпринимателей, владеющих компаниями, численность сотрудников в которых составляет не более 100 человек. Опрос проводился в разных странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Ближнего Востока. Отдельно была опрошена 1 тыс. человек потребителей в возрасте старше 18 лет.