Охота на квадратные метры: мошенничеств на рынке недвижимости становится все больше
Более 4 тысяч преступлений, связанных с жильем выявлено только за 6 месяцев прошлого года. Такие данные приводит «Российская газета», основываясь на данных Центра исследований и экспертиз Финансового университета при правительстве РФ. За последние пять лет рост преступности в сфере оборота недвижимости составил 18 процентов. Цифры роста гражданско-правовых споров с жильем и вовсе пугают – прирост 173% за тот же срок. Имеются в виду те ситуации, когда люди пытаются вернуть свои квадратные метры через суд.
Дениса М. из Кемерово, возможно, ждет именно такой процесс. Мужчина получил выписку из ЕГРН в конце ноября 2020 и узнал из нее, что теперь он не является собственником своей квартиры. В выписке владельцем значился некий Артем. При этом никаких документов сам Денис не подписывал. Оказалось, что мошенники подделали подпись мужчины на договоре купли-продажи недвижимости. Договор был принят в МФЦ и направлен в Росреестр, который зарегистрировал переход права собственности. По счастливой случайности Денис узнал обо всем до того, как аферистам удалось несколько раз перепродать жилье. Он написал заявление в правоохранительные органы и надеется на успешный итог расследования.
Второму пострадавшему от той же мошеннической схемы – Василию придется отстаивать право на свои квадратные метры в суде, так как его жилье было перепродано несколько раз. Сейчас молодой человек живет фактически на улице. А его комнату заняла женщина, которая уже по закону является добросовестным приобретателем жилья. И какое бы решение не принял суд, одна из сторон в любом случае пострадает. А мошенники уже давно скрылись с деньгами.
Эксперты считают, что навести порядок на рынке жилья можно с помощью введения обязательной нотариальной формы сделок с недвижимостью. Ведь нотариус — единственный, кто несет полную имущественную ответственность за свои ошибки и обеспечивает законность и юридическую чистоту сделок. «Практика передовых зарубежных стран говорит о том, что этот инструмент достаточно эффективен, — полагает директор Центра исследований и экспертиз Финансового университета при правительстве РФ Венера Шайдуллина. — В частности, обязательная нотариальная форма сделки установлена в Бельгии, Греции, Испании, Германии».