Протестное ядро по запросу

23 ноября 09:23

После принятия постановления Совета Федерации о ситуации в Норильске информационные войны между губернатором Красноярского края Александром Уссом и топ-менеджментом «Норильского никеля», казалось бы, сошли на нет. Усс сумел доказать свою правоту сенаторам, получил нужный фидбэк и приготовился почивать на лаврах. Однако спокойствие было недолгим.

Поводом для нарушения перемирия, на необходимость которого сторонам настойчиво намекали из администрации президента, стал доклад комиссии Законодательного Собрания по расследованию экологической катастрофы в Норильске. Несмотря на его малую значимость (по словам самих же противников доклада), сам факт того, что какие-то депутаты огласят какие-то выводы, вызвал изжогу у северного генералитета. Упреждающим ударом стала новая информационная атака на Усса. В день сессии Законодательного Собрания вышел странный материал в «Коммерсанте» «Врио по одному не ходят», где к информации о состоявшихся отставках глав регионов на живую, так сказать, нитку добавлен кусок про вполне себе правящих и здравствующих губернаторов. В частности, про Усса сказано следующее:

«У Александра Усса, по словам собеседников “Ъ”, «не все в порядке с рейтингом» и он теряет «политический контроль над территорией». Ситуация, по словам одного из собеседников “Ъ”, осложняется еще и тем, что губернатор не сможет возглавить региональный список ЕР на выборах в Госдуму: «Он непопулярен, а других лидеров нет». Осведомленный источник “Ъ”, знакомый с обстановкой в регионе, утверждает, что против господина Усса выступает ГМК «Норникель», но губернатор пользуется поддержкой главы Минобороны Сергея Шойгу. Полномочия Александра Усса истекают только в 2023 году, и, по словам источников, это играет в его пользу». 

Это очень странная и противоречивая информация для считающегося экспертным издания. Зачем ссылаться на слова неназванных собеседников и анонимных «осведомленных источников», констатируя очевидное и постулируя невероятное? Возможно, кто-то в России и не знает, что против господина Усса выступает ГМК «Норникель» (скорее все же не горно-металлургическая компания, где трудятся люди, ничего против Усса не имеющие, а акционерное общество – ПАО «ГМК «Норильский никель»), а Сергей Шойгу ему благоволит, но даже среди читателей «Коммерсанта» таковых найдется немного. Что касается проблем с рейтингом, тут опять же можно обратиться к открытой информации, благо социологов в Красноярском крае хватает. Ну и совсем уже нелепое утверждение – будто бы Усс не сможет возглавить список «Единой России» на выборах в связи со своей дичайшей непопулярностью. По данным наших осведомленных источников, сможет и возглавит!

Разумеется, подачу «Коммерсанта» моментально подхватили другие СМИ – новосибирская «Тайга.инфо», иркутский «Бабр», ИА «Хакасия»… Среди красноярских оппозиционных СМИ Усса последовательно критикуют маргинальные «Красньюс» (ресурс Анатолия Быкова) и контролируемый ЛДПР «8 канал». Оба этих ресурса скорее напоминают секты ввиду малого охвата аудитории и некоторой зацикленности на фигуре Усса. Популярная телекомпания ТВК, имеющая все основания быть в претензии к администрации края, снявшей ее с финансирования в мае этого года, тему, как ни странно, не подхватила. Хотя на самом деле секрета здесь нет – генеральный директор ТВК Вадим Востров персона нонграта в «Норильском никеле» с 2002 года. А то, что за всеми антиуссовскими публикациями стоит именно «Норильский никель», столь же очевидно, как и то, что причиной экологической катастрофы в мае этого года стала хозяйственная (без)деятельность этой же компании. Что уже подтверждено вполне официально экспертизами Ростехнадзора и Росприроднадзора. Собственно, этому и был посвящен доклад красноярских депутатов.

Одновременно с заметкой в «Коммерсанте», активно растиражированной ангажированными СМИ, вышло социологическое исследование столичного агентства «Инсомар» по ситуации в Красноярском крае. Казалось бы, где Москва и где Красноярск, да и совпадение по датам вряд ли назовешь случайным, но все же попробуем отнестись к выводам уважаемых социологов объективно и непредвзято.

Итак, по словам исследователей, губернатору не доверяют 54 процента избирателей, президенту – 25 процентов,  в связи с чем

«в регионе можно отметить заметный протестный потенциал. Протестное ядро составляет значительные 25% – это те люди, которые готовы лично выйти на акции и с одобрением относятся к протестам в России».

Тут есть одна проблема – митинги в Красноярске проводятся достаточно регулярно, а с весны 2019 года, когда, собственно, и началось противостояние Усса с «Норникелем» — чуть ли не каждую неделю с активной  пиар-поддержкой медиа, но ни один из этих митингов не собирал больше тысячи человек. Это установленный факт. Соответственно, протестное ядро в 25 процентов элегантно превращается в протестный атом 0,025 процента…

«Эмоционально самую сильную реакцию респондентов вызывают проблемы экологии: их перечень в крае очень широкий».

Да, а самое заметное событие  в сфере экологии – это разлив дизельного топлива в Норильске. И это действительно очень печалит красноярцев, хотя они достаточно далеко от Норильска – самого грязного города планеты, согласно многим независимым исследованиям.

«Обращает на себя внимание, что большое количество людей говорит о негативной динамике своего материального положения. Каждый третий житель (31%) считает, что за последние 2-3 месяца его материальное положение ухудшилось (улучшение отмечают только 9%)».

Возможно, для московских социологов это станет сюрпризом, но негативная динамика материального положения – это настолько типично не только для Красноярского края, но и для страны в  целом, скажем больше – для большинства жителей стран мира сегодня, что вряд ли стоит ставить это в вину конкретному губернатору конкретного региона. И тем парадоксальнее вывод буквально в следующем параграфе:
«В целом же положением дел в Красноярском крае недовольна половина жителей региона (50%). Критическое недовольство при этом выражают 18%, а полную удовлетворенность – в два раза меньше (9%)».

Если вы найдете регион, где положением дел довольны больше половины жителей, и это не Москва – значит, вы нашли его за деньги. Половина жителей в разгар пандемии и экономического кризиса удовлетворена своим материальным положением – да такого губернатора в министры надо немедленно. Это, конечно, шутка, а вот серьезный вопрос – если критическое недовольство выражают 18 процентов, то откуда же взялось протестное ядро в 25? Как-то не бьются эти цифры.

Впрочем, многое проясняет ремарка в конце исследования «Тема лесных пожаров входит в топ поисковых запросов жителей Красноярского края». Напомним, что в этом году площадь лесных пожаров в Красноярском крае снизилась по сравнению с прошлым годом примерно в тысячу раз. Однако сама методология определения протестности по поисковым  запросам настолько нелепа, что… Впрочем, дым от фейковых пожаров методологам глаз не выест.

Антон Максимов