Мнение юриста о необходимости ЕСПЧ России
Мнения юристов и лиц, обращающихся со своими проблемами и бедами в Европейский суд по защите прав человека, об эффективности работы этой организации расходятся.
Недавно в Вашингтоне собравшиеся известные эксперты России и США пытались достичь общего мнения в проводимой дискуссии о важности роли ЕСПЧ в так называемом «довершении» осуществляемого Российского правосудия, которое, по мнению одного из непосредственных участников, является «бессмысленным и даже беспощадным».
Юрист Олег Вырин из юридической компании «Плевако» прекрасно знаком с осуществляемым Российским правосудием. В его профессиональном портфолио присутствуют многие громкие дела. Существует мнение, что в последнее время Европейский суд становится буквально «последней надеждой» для российских граждан, которые перестали верить Российскому правосудию. Но процедура рассмотрения поданных жалоб остается в ЕСПЧ несовершенной. Поступающие письма останавливаются в секретариате суда и не рассматриваются даже на начальной стадии из-за написания на разных языках. Качество выполняемых функций секретариата оценивается в соответствии с количеством отвергнутых жалоб граждан.
Юрист Олег Вырин говорит, что граждане России чаще всего обращаются в ЕСПЧ из-за незаконных арестов, полицейского произвола, включая пристрастность Российских судов.
Победы и проигрыши
Дело ученого Игоря Сутягина в ЕСПЧ юрист Олег Вырин считает вполне ожидаемой победой. Буквально накануне с ЕСПЧ поступило постановление о выплате 20 тысяч евро этому ученому, осужденному в РФ за шпионаж, а затем приговоренному к 15 годам тюремного заключения.
В тюрьме Сутягин находился до лета 2010 года, а затем вместе с еще тремя остальными осужденными по такому же обвинению был обменян на группу так называемых «российских шпионов», задержание которых произошло в США. В настоящее время ученый находится на территории Великобритании.
Юрист Олег Вырин сообщает о затягивании разбирательств в ЕСПЧ, а также приводит пример Михаила Ходорковского, обращающегося в эту организацию неоднократно.
«Различие рассматриваемых дел Сергея Магнитского и Михаила Ходорковского заключается в возможности спасения последнего из них. Сергей Магнитский уже мертв. Мы обязательно должны подумать о спасении жизни живых из-за их уязвимости. К тому же, у таких лиц отсутствуют инструменты для противостояния произволу, – говорит Юрист Вырин, – но даже принятое судебное решение о признании Ходорковского очередной жертвой судебной несправедливости сейчас бы смогло помочь». «Я совершенно не понимаю, по каким причинам ЕСПЧ медлит с принятием этого решения, – продолжает разговор Юрист. – Власти России скорее всего сейчас этим удовлетворены. Они точно желают того, чтобы Ходорковский получил пожизненный срок».