Технологии будущего в транспортной логистике
По словам директора управления по экспедиторской деятельности ГК «Деловые Линии» Михаила Петрова, даже российские дороги могут использоваться гораздо оптимальнее, если внедрять в систему концепции, построенные на новых технологиях.
Сейчас транспортная инфраструктура страны стопорится, и это можно заметить по данным экспертных оценок. Например, высока доля холостых грузоперевозок (10-15% всех поездок), фуры загружены не полностью (в среднем, на 70-75%), потоки грузов распределяются неравномерно (из центра идет 70% грузов). Нерациональная трата ресурсов сказывается на ценах товаров в магазинах.
Это происходит по причине хаотичности рынка грузоперевозок. Хаотичность рождают беспорядочные транспортные схемы и индивидуальные условия работы каждого перевозчика (свои сроки и транспорт, уникальная топология большинства складов, использование самых разных систем управления процессами).
Например, логистика сборных грузов требует большого количества ворот на складе (на каждые 200-250 кв. м нужны ворота), а рынок складской недвижимости, в основном, состоит из помещений класса А с другим соотношением ворот на метры — одни ворота на 400-500 кв. м. Из-за этого приходится либо строить новый, подходящий по параметрам склад, либо арендовать помещение с большей, чем нужно, площадью. Это влечет за собой дополнительные траты, которые потом очень долго окупаются.
Хаотичность заказов и большое количество компаний-грузоперевозчиков обуславливают оптимальную себестоимость перевозки. А себестоимость, в свою очередь, зависит от количества заказов в одном рейсе. Каждый заказ становится дешевле с увеличением количества «стопов». На рейс у российских грузоперевозчиков, работающих со сборными грузами, приходится, в среднем, 25-30 остановок (с учетом пробок). Это гораздо меньшая плотность остановок, чем у западных транспортных компаний (у европейских посылочных компаний остановок 50-70, а у FedEX — около 150).
Высокая цена доставки влечет за собой большое количество не проданных и не использованных товаров (при перевозке теряется 12% fresh-товаров, в процессе торговли — 25%). Кроме того, мегаполисы и регионы делят товары между собой неравномерно. Доставка по городу — это страшный сон логиста, мультимодальная перевозка — это дорого, медленно, ненадежно и сложно. Многие сети логистики и цепи доставок небезопасны. А внедрять автоматизированные системы и цифровые технологии слишком дорого.
Что же с этим делать и как менять ситуацию? Есть концепция, которая переносит принципы работы сети Интернет на логистические системы и, тем самым, решает многие вышеописанные проблемы полностью или частично. Технология под названием «Физический интернет» (Physical Internet) — это то, на что рассчитывают перевозчики и техники-исследователи, которые разрабатывают модель в Европе и США. Внедрить ее предложили в 2012 году для замены текущих систем логистики и кардинального изменения принципов хранения, поставки, продажи и перемещения товаров.
Группы компаний «Деловые Линии» уже давно приняла во внимание эту концепцию и проводит анализ возможного применения «физического интернета» в России.
В этой системе все взаимосвязано на физическом, цифровом и операционном уровне и пишется на свободных «протоколах», пользуясь стандартными «интерфейсами». «Физический интернет» призван упростить процесс получения грузов, унифицировав протоколы и способ обработки грузов. Это даст возможность получить и передать груз максимально дешево и оперативно.
Информация в цифровых пакетах инкапсулирована и не обрабатывается сетью, но есть идентификатор. Заголовок пакета содержит всю информацию, которая необходима для идентификации адресата. Данные пересылаются стандартным способом, и неважно какой используется компьютер и интернет-провайдер.
«Физические интернет» управляет только контейнерами, в которых транспортируются физические грузы. Стандартные контейнеры можно постоянно контролировать через интернет вещей.
История развития интернета рассказывает нам о том, что запуск прототипа концепции состоялся еще в 1969 году (передавались символы LO между Лос-Анжелесом и Стенфордом). Бурное развитие пошло через 13 лет после создания и стандартизации протоколов TCP/IP (1982-83), системы доменных имен DNS (1984 год), протоколов HTTP, языка HTML и идентификаторов URI (1989 г.). Основным толчком к развитию была стандартизация.
Именно стандартизация может обеспечить прорыв и в логистических системах. Уже есть пример успешных морских перевозок контейнеров.
«Деловые Линии» интенсивно интегрируют технологии в принципы своей работы. Будучи лидером грузовых перевозок в России (26% — доля группы компаний на рынке перевозки сборных грузов), они активно внедряют новые системы в работу складов и анализ всех необходимых данных.
«Некоторые наши решения в этой области позволили ускорить технологические операции и оборачиваемость грузов, а также оптимизировать работу грузчиков на 10-40%. Понятно, что это только начало, но убежден, что за стандартизацией, которая откроет путь к свободной конкуренции, будущее глобальных перевозок», — отметил Михаил Петров.