Банкир предложил заемщику решить проблемы с долгом за 20 миллионов рублей
Первый зампредседателя правления «Московского Кредитного банка» Дмитрий Еремин подозревается в крупном вымогательстве.
Скандалы в банковской сфере возникают регулярно – громкие отставки, мошенничество, вымогательства с участием банкиров раз за разом становятся объектом пристального внимания со стороны прессы. Тем не менее часть представителей банковского сообщества продолжают свои махинации, однако, наученные горьким опытом своих неудачливых предшественников, стараются придать своим незаконным действиям максимальную легитимность.
История о том, как зампредседателя правления «Московского Кредитного банка» (МКБ) Дмитрий Еремин вымогал довольно крупную сумму у бизнесмена Дениса Филиппова – тому подтверждение.
У Дениса Филиппова с женой есть семейный бизнес, им принадлежит несколько компаний. В мае 2014 года супруги взяли потребительский кредит в размере 14,5 миллиона рублей в МКБ сроком на пять лет. Средства требовались на ремонт загородного дома. Спустя пару месяцев в том же банке они оформили дополнительный кредит, но уже на 50 миллионов сроком на 15 лет и тоже на ремонт, но уже московской квартиры. И квартира, и дом в подписанных документах потребительского кредитования фигурировали как объекты залога. Основным заемщиков по документам числилась супруга Филиппова, он сам выступал поручителем. Здесь необходимо отметить, что банковские счета компаний семейной четы также обслуживались в МКБ.
Экономический кризис 2014-2015 годов серьезно ударил по семейному бизнесу. К тому же, как раз к этому периоду у четы появился еще один ребенок, и жена предпринимателя на время приостановила деловую активность, что тоже не в лучшую сторону повлияло на состояние дел бизнеса Филипповых. Вышеозначенные причины привели к тому, что по кредитам стали возникать просрочки платежей. Как известно, в таких случаях банк использует механизм досудебного урегулирования, в устной или письменной форме напоминая заемщику о необходимости возобновить регулярные платежи. В силу того, что Денис Филиппов не смог изыскать возможность обслуживать кредиты на первоначальных условиях, он обратился в банк с просьбой о реструктуризации долга. В банке возможность подобной реструктуризации была согласована, но только в устном порядке – документально она оформлена так и не была.
Примечательный факт – официальных уведомлений от банка чета Филипповых не получала. Однако, спустя некоторое время бизнесмена пригласили на частную беседу с Дмитрием Ереминым. Здесь-то и прозвучало предложение «решить «проблемы» за 20 миллионов рублей. Правда ни о какой взятке речи даже не шло, все было гораздо интересней – Еремин предложил Филиппову выкупить проблемные активы МКБ за вышеназванную сумму.
Юрист Николай Новиков охарактеризовал такой случай, как использование классической схемы проведения «серых» денежных средств. «В том случае, если кредитная организация принимает решение пойти ва-банк и «прижать» своего неплатежеспособного клиента, предложения купить «плохие» неликвидные активы не являются редкостью. Получается, что реализацией неликвидных активов занимается некая компания со стороны, а не сам банк. Так как доходность у «токсичных» активов нулевая, эти деньги просто выводятся из подставной фирмы и получается полулегальное проведение денег по безналичному расчету», — разъяснил юрист.
Денис Филиппов решил не связываться с сомнительным предложением банкира, после чего Еремин решил перейти к тактике тотального давления – активность по счетам компаний Филиппова, обслуживающихся в МКБ, была заморожена. Та же участь постигла банковские карточки супругов.
«До февраля 2017 года с МКБ каких-либо неразрешимых ситуаций по банковским операциям и расчетному счету не возникало, но после 27 числа этого месяца банк без объяснения причин и каких-либо уведомлений осуществил блокировку личных банковских карт четы Филипповых, приостановил операции по расчетному счету компаний бизнесмена, а также осуществил блокировку доступа к системе «Банк-клиент», – прокомментировала юрист предпринимателя Екатерина Валиулина.
Получается, что действия МКБ послужили причиной практически полного прекращения деятельности компаний и лишили заемщиков возможности заработать, в том числе и для расчета по догам с банком. Юрист отмечает, что Филиппов пытался осуществлять банковские операции в самом МКБ посредством документов на бумаге, однако получил немотивированный отказ. Примечательно, что персональный специалист МКБ, который занимался обслуживанием компаний Филиппова, даже не принял бумажные документы, неофициально пояснив, что действует по устным указаниям своего руководства.
В итоге, у компании Филиппова, не имевших возможности нормально функционировать, стали возникать сложности во взаимодействии со своими контрагентами, что также видимо, было одной из составляющих тактики давления банкира.
Параллельно с личных карт супругов банк самолично снял средства на общую сумму 10,8 млн рублей. По признанию Дениса Филиппова, до того с МКБ ни у его семьи, ни у компаний не возникало вообще никаких конфликтов. Предприниматель признает, что проблема с выплатой долга по кредитам существует и готов сесть за стол переговоров с представителем банка, чтобы совместно найти выход из этой ситуации, устраивающий обе стороны. Однако, предприниматель настаивает на том, чтобы новое соглашение было заключено строго в рамках российского законодательства и существующего кредитного договора. «Мы не отказываемся от взятых на себя обязательств. Однако решать вопрос готовы исключительно на условиях договора», – заявил Денис Филиппов, пребывая в уверенности, что выход из ситуации возможен всегда, особенно, если обе стороны к этому действительно стремятся. Впрочем, подобное решение представителей МКБ по- всей видимости совершенно не устраивало.
Впрочем, банк все же решил пойти навстречу своему клиенту, но то каким образом он это сделал – заставляет задуматься. С Филипповым попробовал договориться представитель банка, назвавшийся бывшим вице-президентом МКБ – он сделал попытку склонить предпринимателя к компромиссу, при этом уговаривая бизнесмена не нагнетать обстановку и отказаться от обращений в прокуратуру. Он дал понять, что говорит от имени Еремина и обещал, что супругам даже вернут списанные ранее средства на банковские карточки и начнут переговоры по реструктуризации долга, но «стоить» это одолжение будет все те же 20 млн рублей. Филиппов отказался.
В ответ МКБ обратился в суд, требуя погасить задолженность семьи Филипповых в полном объеме. Как рассказала юрист Николай Новиков, сейчас его клиенты настаивают на проведении независимой экспертизы, которая проведет оценку по рыночной стоимости квартиры и дома, а не по намеренно заниженной ставке. Новиков пояснил, что банки обычно стараются специально занижать стоимость залоговых объектов, причем в некоторых случаях им удается сбить цену 50-70%.
Параллельно супруги Филипповы обратились с соответствующими заявлениями о случившемся факте вымогательства в Мещанскую межрайонную прокуратуру Москвы. Также о вопиющем случае деятельности банкира они сообщили в Центробанк РФ.
(По материалам СМИ)