«Очевидные дела – как лакмусовая бумажка профессионализма и объективности судов»
— Шота Олегович, как часто вам приходится вести дела регионах нашей страны и насколько столичное правосудие отличается от правосудия в регионах?
— Ко мне обращаются из разных регионов России, поэтому приходится представлять интересы граждан и организаций как в Москве и Подмосковье, так и в регионах. В последнее время достаточно часто я получаю обращения из Краснодарского края. Люди, вдохновившись нашей победой в деле защиты интересов Каневского сахарного завода, когда нам удалось доказать вину одного из фигурантов громкого расследования (Павла Игнатенко) и добиться в отношении него сурового, но справедливого приговора (8 лет лишения свободы), стали обращаться ко мне с проблемами правового характера. Как показывает моя 18-летняя адвокатская практика, доказывать свою правоту и побеждать в суде можно и нужно исключительно правовыми методами. Скрупулезно, поэтапно работая с доказательной базой, материалами дела и правоприменительной практикой.
Ведь в чем заключается основная проблема многих людей, сталкивающихся с юридическими вопросами? Они часто проигрывают в судах именно потому, что ведут дело безграмотно. А что делать потом? Конечно, проще всего обвинить судебную систему. Уверен, что и в Краснодарском крае, а также в Самаре, Московской области или самой Москве, если подходишь к ведению дела в суде грамотно, предоставляешь все необходимые доказательства правоты своей позиции, суд выносит справедливое и законное решение. Лично выигрывал дела в Краснодарском крае, никогда не используя административного ресурса, никогда никому не звоня. Просто приходил и спокойно побеждал, потому что была правильно собрана доказательная база. Работать нужно, а не обвинять всех огульно.
— А вот фермеры — участники «тракторного марша» — так не думают, в их выступлениях критика Краснодарского краевого суда проходит красной нитью…
— Бывают ситуации, когда группа провокаторов, взяв на себя никем не делегированное право представлять определенную социальную группу, используют все способы, чтобы предать проблеме политический окрас. Например, сейчас я занимаюсь защитой крестьян Динского района Краснодарского края, а именно СПК «Колос». Защищаю их интересы в судах. Изучая материалы дела, готов высказать свое мнение, основанное на достаточно большом юридическом опыте, что за всеми попытками рейдерского захвата земель стоит определенная коммерческая организация, а именно — ОАО «Воронцовское». И что теперь? Моим доверителям нужно возмущаться системой и идти тракторными маршами на Москву, когда их права ущемляются коммерческой структурой, кичащейся своей близостью к высокопоставленным судьям Краснодарского краевого суда? Нет, конечно, нужно продолжать работать в правовом поле, доказывая в судах свою правоту и обличая тех, кому закон не писан. В ближайшее время в Краснодарском краевом суде будет рассмотрено дело в кассационной инстанции, где оппонентами выступают как раз фигуранты, по моему мнению, имеющие прямое отношение к так называемым «воронцовским рейдерам». И эти самые рейдеры уже ходят и кичатся тем, что их покровители, якобы приближенные к председателю Краснодарского краевого суда, не позволят состоятся правосудию, и «воронцовским» гарантирована победа, какую бы доказательную базу не удалось собрать СПК «Колос» и крестьянам.
Но я в это не верю и призываю моих доверителей продолжать верить в Закон. Знаю председателя Краснодарского краевого суда Александра Чернова как заслуженного юриста с многолетним стажем. Знаю, что если этот человек берет дело под личный контроль, никто и никогда не сможет говорить о том, что дело рассмотрено незаконно. Во всяком случае, не слышал о таких прецедентах. Такую оценку я даю как профессионал, потому что изучил очень много дел, которые вела краевая коллегия под председательством Александра Дмитриевича. Это человек профессиональный и, при вынесении решений, не смотрящий на лица. А дело СПК «Колос» рассматривать будет как раз коллегия судей под председательством Чернова А.Д. Посмотрим, насколько я прав в своих оценочных суждениях.
— Но ведь нельзя отрицать, что на Кубани целый клубок земельных противоречий, который, в том числе, должен распутываться в судах!
— В суде есть истец и есть ответчик. Если решение выносится в пользу первого, второй однозначно будет недоволен, и наоборот. Кто-то из них может сесть на трактор и объявить себя «вежливым фермером». Однако деструктивные методы решения проблем ни к чему хорошему не приводят, правоту нужно доказывать в суде, а не на улице.
Первый выход из сложившейся ситуации – повышать юридическую грамотность жителей региона. Когда люди будут знать, каким способом, используя какие возможности можно решить вопросы в суде, они не пойдут на улицу, все эти «тракторные марши» от незнания закона и неумения защищать свои интересы.
— Хорошо. А как быть, если за второй стороной, ОАО «Воронцовское» судя по слухам, стоят «громкие» фамилии. Кубань – что станичные поля, что черноморское побережье – очень лакомый кусок и для высокопоставленных лиц. В историях с фермерами также часто звучат самые «высокие» фамилии. Исходя из вашей практики, как часто это оказывается правдой, а не блефом одной из сторон конфликта или попыткой придать этому конфликту медийность?
— В одном из регионов, куда я приехал для участия в процессе, была попытка оказать на меня давление. Назвав фамилию достаточно известного федерального чиновника, поинтересовались: куда ты лезешь адвокат, ты знаешь, кто за нами стоит? Надо было видеть лицо человека, когда я тут же позвонил этому чиновнику и спросил: тут твоим именем бравируют, не хочешь поговорить? Это порочная практика, негодяи будут использовать любые возможности, чтобы продвинуть свои корыстные интересы. За примером далеко ходить не нужно, вы думаете, именем председателя Краснодарского краевого суда они не пользуются? Говорят, что здесь все куплено и законных решений не добиться. Если бы я в это верил, то как адвокат давно опустил бы руки. На самом деле это блеф и бред. Поэтому я не верю в то, что высокопоставленные судьи Краснодарского краевого суда будут настолько подконтрольны «воронцовским», чтобы вынести заведомо неправосудное решение, окончательно уничтожив веру крестьян СПК «Колос» в Закон и справедливость.
Недавно, после встречи с крестьянами СПК «Колос», у меня взял интервью главный редактор издания «ЮГ Тimes», где я также дал оценку правоты законных требований СПК «Колос» и незаконности позиции ОАО «Воронцовское». Редактор в том числе спрашивал меня о моем мнении относительно профессионализма руководства Краснодарского краевого суда. Я ответил и им, отвечаю и вам: пока нет иных фактических данных, я буду продолжать верить в справедливость, принципиальность и законность позиции как господина Чернова А.Д., так и его заместителей и всего судейского корпуса. Такие дела, как дело СПК «Колос», — дела очевидные. Они являются своего рода лакмусовой бумажкой, выявляющей профессионализм и объективность суда. Зло не должно побеждать, каким бы влиятельным и беспринципным это зло не было.
— Еще один вопрос о профессии: бытует мнение, что сегодня адвокаты в большинстве своем являются только «решалами», «заносчиками» конвертов для принятия нужного определения. Профессия выродилась?
— Как и представители любой другой сферы деятельности, адвокаты бывают профессиональными и околопрофессиональными. Если человек профессионал, на мой взгляд, ему будет унизительно пытаться с кем-то договориться. Я много раз говорил, что мы используем в работе не руки, а мозги, если мозгов нет – смени род деятельности, не становись «решальщиком». А то, что определенный процент адвокатов являются «решальщиками», это — правда, их число в разные периоды то увеличивается, то уменьшается.
— Что влияет на динамику?
— В том числе политическая воля. Сейчас в стране на первый план выходят следователи и прокуроры так называемые «дзержиновцы», идейные. Еще год назад сложно было представить, что будут задержаны высокопоставленные генералы СКР и МВД, сегодня это происходит. Процент тех, кто зарабатывает «решением» вопросов снижается, но свести его к нулю никогда не получится. В Китае за это расстреливают, но все равно брали и берут взятки.
— Последний вопрос: медийность помогает или мешает в вашей работе?
— И не помогает, и не мешает. Может быть, она останавливает определенных злодеев, которые могли бы поймать меня в подворотне и избить, – они понимают, что это может вылиться в крупный федеральный скандал. А в обычной жизни как я работал с материалами, как участвовал в процессах, так и работаю.
Беседовал Иван Дементьев
Источник фото: http://www.gorgadze.ru/