Марина Ильинская: коррекция зрения с помощью лазерных операций может быть опасна
Ежегодно в России производятся десятки тысяч операций по коррекции зрения с использованием современных лазерных технологий. Эти способы коррекции нарушений зрения чрезвычайно популярны особенно среди молодых людей, едва достигших 18-летнего возраста. Причиной тому является очень активная рекламная компания, легкая доступность оперативного лечения при первом желании снять очки и контактные линзы, то есть по принципу «хочу», а не по принципу «обязательно надо», отсутствие четкого разъяснения всех возможных и достаточно часто встречающихся ранних и поздних осложнений на глаза после проведения подобных операций.
Если зрение после оперативного вмешательства значительно улучшится и будет стабильным в течение долгого времени – это замечательно! Но, к сожалению, так бывает далеко не у всех, и эта информация часто замалчивается, чтобы не отбить у потенциального пациента желание исправить зрение достаточно небезопасным и рискованным способом. Вместо этого, направляя человека на лазерные операции, ему рассказывают, как все пройдет быстро, что операция совсем несложная, и он буквально тут же снимет очки и будет без них хорошо видеть.
На пациента, иногда пришедшего просто проверить зрение, психологически давят, причем обработка идет с напором, чтобы он не успел сказать «нет». К тому же, как указано выше, ему не дают полной информации о возможных ранних и поздних последствиях, которых очень много, а ведь обязаны! Так как в противном случае, человек, зная о возможных последствиях, от операции может отказаться.
Но пациент обязан знать все риски, на которые он идет! Подчеркиваю, я не против операций как таковых, я против замалчивания информации о последствиях. Тем более, действительно, существуют прямые показания к операциям, например, у глаз очень разное зрение: один – плюс 2, другой – минус 3, поэтому быстро наступает утомление, при этом существует непереносимость контактных линз – это прямое и абсолютное показание к кераторефракционной операции.
Когда же к врачу приходит 18-летняя девушка, у которой острота зрения минус 0,75 – минус 1, и ей вместо довольно простого лечения, которое значительно улучшит зрение или даже вернет стопроцентное, рекомендуют операцию под названием «LASIK», коррекцию зрения при помощи лазера, – это полное безобразие! Хотя близорукость часто растет не по причине проблем роговицы, а по причине мягкости склеры. За близорукость опять же можно принять спазм аккомодации, который появляется, если человек долго просидел за компьютером.
К сожалению, многие клиники и медицинские центры заинтересованы в проведении операций, поэтому активно стимулируют людей идти на них. А ведь на самом деле необходимо регламентировать, в том числе, и минимальный возраст, с которого пациенту можно проводить такие операции. Правильно, если на лечение будут брать пациентов не ранее 25 летнего возраста, чтобы это решение было принято пациентами более осознанно. Более того, сейчас уже многих врачей готовят таким образом, что у них складывается впечатление об операции как единственном способе лечения пациента! И это тоже проблема! Одна пациентка мне сообщила, что её 12-летней дочери с растущей близорукостью в поликлинике сказали, что проблем нет: когда девочке исполнится 18 лет, она сделает LASIK и всё. При этом никакого особого лечения ребёнку назначено не было.
Операции, подобные LASIK, начали проводить c 1989 год, и основательной исследовательской базы еще нет, потому никто не знает, что будет с прооперированными глазами, их роговицами лет через 30- 40, когда начнутся активные возрастные процессы в глазах у пятидесяти-шестидесятилетних людей. Идет массовый эксперимент. В настоящее время обращаются пациенты с жалобами на размытость изображения в сумерки и затруднения при вождении машины, астигматизм, которого не было раньше.
Кроме того, до сих пор не разработан прибор для измерения глазного давления у пациентов, которые прошли такие операции, то есть, нет достоверной проверки на глаукому, поэтому ее достаточно легко пропустить. А ведь операция идет на роговице, которая истончается лазером, буквально выпаривается им! Роговица при этом получает тотальный ожог, а поскольку нет прибора, измеряющего, в данном случае, глазное давление через роговицу, мы стали пропускать глаукому, потому что после таких операций современные приборы показывают абсолютно недостоверное глазное давление.
И вот мы уже не можем пациенту диагностировать глаукому, которая, между прочим, является главной причиной слепоты во всем мире, включая Россию. Может поэтому, зная все возможные последствия, хирурги, которые проводят такие операции, большей частью сами пользуются очками?!
Ильинская Марина Витальевна, врач-офтальмолог высшей категории, генеральный директор ООО «Центр Эффективной офтальмологии«