У Щербовича сорвало крышу

13 сентября 2016 11:37

Компания «Востокгазинвест» в начале августа купила пять привилегированных акций «Транснефти» и уже 26 августа потребовал от трубопроводной монополии предоставить тысячи копий конфиденциальных документов о ее хозяйственной деятельности. По информации «Ъ», владелец пяти акций требует предоставить информацию по сделкам за 2013-2016 годы, включая данные по пут- и колл-опционам в целом на $9 млрд, заключенным для хеджирования рисков изменения курса рубля. «Востокгазинвест» также интересуется политикой управления валютными и процентными рисками, утвержденной в декабре 2011 года, документами с перечнем всех финансовых активов «Транснефти» за 2014-2016 годы, расшифровками сумм денежных средств за это время и внутренними документами, устанавливающими механизмы управления финансовыми активами в 2013-2016 годах.

Ранее аналогичные документы у «Транснефти» потребовал фонд UCP Ильи Щербовича, скупивший около 70% обращающихся на рынке префов. Щербович также пытался продать «Транснефти» свои акции по спекулятивно завышенной цене. В многочисленных материалах СМИ говорилось, что Илья Щербович действует под «крышей» и в интересах главы «Роснефти» Игоря Сечина. Новый иск к трубопроводной компании подтвердил эти предположения.

«Востокгазинвест» — дочерняя компания «Роснефтегаза», который владеет государственный пакетом акций «Роснефти», и фактически управляется представителями «Роснефти». Гендиректор «Роснефтегаза» Геннадий Букаев одновременно является членом правления «Роснефти», до этого он работал советником Игоря Сечина. Букаев сменил в «Роснефтегазе» Ларису Каланду, бывшего вице-президента «Роснефти». Запрос «Востокгазинвеста», таким образом, инициирован командой Игоря Сечина, решившего продублировать аналогичные запросы Ильи Щербовича, перешедшие в судебные иски после отказа «Транснефти» предоставить информацию. Источник «Ъ» отмечает, что «Роснефтегаз», если не получит требуемые документы, также может обратиться в суд.

В ответном письме вице-президента «Транснефти» Михаила Баркова на имя Геннадия Букаева указывается, сообщает «Ъ», что запрос «Востокгазинвеста» прямо противоречит правовой позиции самой «Роснефти». Когда миноритарий «Роснефти» Олег Кленов потребовал предоставить ряд документов, представители компании, в том числе лично Игорь Сечин, настаивали, что у владельца акций должен быть обоснованный интерес в получении информации, а его отсутствие рассматривается как злоупотребление правом. Барков отмечает, что «Транснефть» видит в действиях миноритария «явные признаки корпоративного шантажа», а СМИ задаются вопросом: зачем одному государственному «карману» покупать пять акций другого, чтобы защищать неведомых миноритариев? На этот вопрос пока нет ответа даже у самих инициаторов истории. Далее, видимо, следует ждать аналогичных шагов в отношении Газпрома и прочих госкомпаний, с кем у Сечина происходят корпоративные конфликты.