Минэкономразвития планирует помочь нелегальным предпринимателям стать ИП – комментарий юриста Алексея Рудольфовича Глазунова
По данным Минэкономразвития на долю индивидуальных предпринимателей приходится порядка 25% всех доходов в бюджет от малого и среднего бизнеса. По данным ФНС, к концу 2015 г. их было зарегистрировано 3,5 млн человек, в то время как самозанятых граждан – около 22, 5 млн. человек. Однако данная цифра весьма условна, т. к. отследить реальное количество нелегальных предпринимателей на сегодняшних день практически невозможно.
Минэкономразвития предложил план по выводу нелегальных предпринимателей из тени, освободив их от ответственности, а также от страховых взносов на три года. По истечении указанного срока предприниматели смогут выбирать, по какой схеме им плачивать налоги – 13%, как физическим лицам или приобретать патент. План находится в стадии разработки, детали уточняются, но в целом данная идея призвана помочь нелегальным предпринимателям зарегистрироваться в качестве ИП и стать законопослушными налогоплательщиками.
Но, несмотря на оптимистичные прогнозы правительства, данная инициатива не является столь радужной. Причиной тому является недоверие граждан к государству и политике в отношении малого и среднего бизнеса. Примером тому служит объявление налоговых каникул для ИП с 2015 года. Но на деле программа оказалось гораздо сложнее, чем казалось и льготой смогли воспользоваться далеко не все индивидуальные предприниматели. Отношение граждан страны в целом, и индивидуальных предпринимателей в частности, проявляется в доверии к судебной системе. В нашем государстве доверие к суду и органам исполнительной власти со стороны населения близко к нулю.
С другой стороны, в случае принятия обсуждаемого законопроекта, возникнет масса вопросов и возмущений о несправедливости со стороны законопослушных налогоплательщиков, которым налоговые каникулы и льготы не положены.
Вывести незаконных предпринимателей из тени пытаются с 2013 года с вводом патентной системы, однако программа не получила широкой популярности, за последующие два года было выдано чуть более 200 000 патентов по 48 видам деятельности, а налогов с получивших патенты, по данным ФНС, собрали всего 3,2 млрд руб. В то время, как общие поступления от индивидуальных предпринимателей в бюджет за период с января по декабрь 2015 года составили 96,2 млрд руб. Однако с того же 2013 года правительство резко подняло страховые взносы в Пенсионный фонд. Позднее страховые взносы скорректировали, но недоверие предпринимателей к государству только возросло.
В свете последних событий и суровых условий кризиса многие граждане нашей страны остаются без работы и вынуждены работать на себя. Доходы этой категории невысоки, но стремление государства взять под контроль данный сегмент предпринимателей понятен и по-своему оправдан.
Усилия правительства в данном направлении, бесспорно, правильные. Однако это скорее «полумеры», не несущие серьезного результата. Менять нужно систему ведения бизнеса в целом, прорабатывать более эффективные программы, менять инфраструктуру бизнеса в целом. Развивать в предпринимателях доверие к государству и уверенность в защите своих интересов. Необходима более широкая программа поддержки малого и среднего бизнеса, нежели локальные законопроекты, заведомо являющиеся нежизнеспособными.
Что касается данной инициативы Минэкономразвития, то, по моему мнению, трех лет действия программы мало, предприниматели еще долго будут присматриваться к действию органов исполнительной власти в реальности, и, возможно, постепенно начнут «выходить из тени». Потребуется минимум лет пять-шесть для того, что программа заработала.
Алексей Рудольфович Глазунов, адвокат, управляющий партнер Первой московской ассоциации адвокатов Адвокатского бюро «ГЛАЗУНОВ И ПАРТНЕРЫ»