В Крыму ликвидируется уникальный центр по борьбе с безработицей
Крым живет надеждами. Это понимаешь через пять минут после приезда с «материка» — так сегодня в Крыму называют остальную территорию России. Из-за транспортной, экономической, энергетической блокады со стороны Украины, полуостров фактически стал островом. Проблем хватало и до экономического кризиса, теперь людям стало еще труднее, но неизбалованные нефтедолларами крымчане стойко переносят свалившиеся на них испытания и на «сытую» Москву не ропщут. Главные надежды на лучшую жизнь здесь связывают не с ростом цен на «черное золото», а с завершением строительства моста через Керченский пролив, развитием туризма и собственной энергетики. Пока же Крымский федеральный округ выглядит одним большим проблемным моногородом. Но в отличие от своих российских аналогов, собственных ресурсов и рабочих рук в Крыму достаточно и, как не странно это звучит, он в чем-то может предложить «материку» свою помощь. Причем, речь идет не о традиционных ресурсах крымской экономики: море, солнце, санаториях, портах, сельском хозяйстве. В Симферополе сейчас простаивает и может «кануть в историю» крупнейший в России центр профессиональной переподготовки безработных, Крымский центр профессионально-технического образования (КЦПТО) который может обучать до 10 000 специалистов в год по 40 разнообразным специальностям: токарей, поваров, сварщиков, портных, водолазов и т.д.
Привычный всем образ Крыма – курорты, вино, Ялта, Массандра, спросите откуда здесь такой «университет» для безработных? Ответ прост. Появился он в 1996 году для социальной адаптации депортируемых народов, татар, греков, турок-месхетинцев, возвращавшихся в Крым, на деньги, выделенные Европой (в основном Германией) и за счет платежей из Фонда соцстраха Украины. Три арендованных кабинета в здании Симферопольского ДОСААФ за десять лет превратились в самый лучший, современный образовательный комплекс на Украине. Причем, КЦПТО никогда не был жестко привязан к одной сфере экономики, а также никогда не был узко привязан к нуждам Крыма. Крымским он был только территориально, а подчинялся и управлялся Киевом через республиканский Центр занятости. Сколько было в него вложено денег за эти годы, сказать сложно, т.к. после возвращения Крыма в состав Российской Федерации документы Центра не были официально переданы, но удалось выяснить, что на I кв. 2014 года баланс учреждения в пересчете на российские рубли составлял примерно 1 млрд. рублей. Это прежде всего два комплекса современных зданий в Симферополе и ряд объектов незавершенного строительства, несколько зданий за городом, автопарк, столовая, корпуса для проживания, швейные и авторемонтные мастерские, бассейн для обучения промышленных водолазов и все это – необходимое, уникальное, современное и дорогостоящее оборудование.
«Мы пришли в Россию, и что получилось?»
От былого великолепия КЦПТО на данный момент осталось меньше половины. То, что для кого-то учебная база, то для кого-то перспективная недвижимость. Юридически история КЦПТО в период перехода Крыма под лона Российской Федерации довольно запутанная. У КЦПТО были вспомогательные объекты как в Симферополе, так и в других регионах Крыма, часть из них сегодня отошла крымскому МЧС и Минтруду Крыма, а автомобили, например, принадлежавшие Центру, уже давно где-то катаются по полуострову. Сейчас единственное оставшееся у Центра здание в Симферополе, где расположены основные учебные места, Минобразования Крыма теперь собираются объединить с Симферопольским торгово-экономическим колледжем. Соответствующее распоряжение Совмина Крыма, как удалось узнать, за номером 13-Р датировано 19 января 2016 года. По мнению руководства Министерства образования Республики Крым, таким образом происходит «процесс оптимизации».
Мнение подавляющего большинства педагогического состава и обслуживающего персонала КЦПТО и представителей профсоюза, всего 102 профессиональных работника, с кем удалось пообщаться, противоречит благостной картине, описываемой чиновниками. И.о. директора центра Андрей Федорович Сухой, попросил написать только то, что Центр, как самостоятельное юр.лицо, до сих пор существует, сославшись на соответствующее распоряжение главы Крыма Сергея Аксенова. От личной встречи и общения Андрей Федорович отказался, по телефону пояснив, что просто не хочет таким образом «подставлять коллектив». Впрочем, сами сотрудники Центра смотрят на ситуацию иначе, многие из них, описывая происходящее, в выражениях не стесняются.
Пацюра Наталья: «У нас что, безработица в Крыму пропала? Абы как эта проблема не решается, мы единственное такое учреждение в Крыму с уникальным коллективом и уникальной материальной базой. Были здесь у нас и Топилин (глава Минтруда РФ- прим.ред.) и Голодец (вице-премьер РФ- прим.ред.), летом 2014 года приезжали, смотрели, «да-да-да, все хорошо, надо сохранить». Приезжали питерские бизнесмены, говорили у них такого даже близко нет. Вы же мост собрались строить, вам рабочих профессий понадобиться много! У нас есть преподаватели, материальная база».
Скляр Нина: «Три раза писали президенту Путину, коллектив, профсоюз обращались многократно в Россию к Козаку, ФСБ, в Минтруд, в СКР и Генпрокуратуру. Они перенаправляют письма в Прокуратуру Крыма, но от Натальи Поклонской с августа 2014 года ни ответа, ни привета, прокуратура Крыма не видит нарушений. Мы пришли в Россию, и что получилось – более 100 человек Центра при ликвидации выгнаны на улицу. Я не понимаю, как такое может происходить. Президент РФ издал указ ликвидировать только госорганы. По ФКЗ-6 мы не должны быть ликвидированы, мы образовательное учреждение. Прежний, украинский директор издал противоправный приказ о ликвидации Центра и сам быстро ушел на российскую госслужбу в Центр занятости Алушты».
Люманова Лейла: «Содержать нашу материальную базу Крым не может, он никогда этим не занимался и тем, более средств у него нет сегодня. Нас надо было забрать на федеральный уровень, раз правительство Крыма не видит перспектив Центра, если он ему не нужен. В марте 2014 года начали выгонять нас с работы в связи с прекращением деятельности. Но при этом должны 2 месяца сверять балансы, передавать имущество по закону, все было сделано за одну ночь. Люди начали бороться за свое выживание, когда увидели, что передают в Минобразования РК, начали пытаться сохранить Центр».
Древницкий Виталий: «Вы получили в собственность прекрасный многопрофильный комплекс от Украины и как вы им распорядились? Растащили недвижимость, ладно! Но единственный оставшийся объект с учебным оборудованием присоединяется по какой-то непонятной логике к маленькому узкопрофильному колледжу. Если бы было наоборот – тогда логично. Это оскорбительно, унизительно и неправильно. Верх цинизма, когда автомобиль «Форд Фокус», находившийся на балансе Центра, передан Аппарату управления Совмина РК. Стыдно должно быть».
В системе российского профтехобразования образовалась дыра
За последние два года Центр перешел на российские стандарты, зарегистрировался в ЕГРЮЛ, получил ИНН и мог бы продолжать деятельность, теперь уже в Российской Федерации. За всю его историю было переподготовлено порядка 35 тысяч специалистов, например, в 2013 году в Центре было обучено более 7 тысяч слушателей, 84% из них нашли новую работу. Но в Минобразования Крыма, похоже, или не понимают таких цифр, или они им неинтересны. КЦПТО для них такой же колледж, с которым его хотят слить (для сравнения – последний за год выпускает всего 400 человек, согласно информации на его официальном сайте). Но разница не только в количестве обучающихся или в качестве образования. Основной вид деятельности Центра — профтехобразование и переподготовка для взрослых, а это краткосрочные курсы, совершенно разный контингент, разные формы работы.
КЦПТО — прежде всего эффективный инструмент для борьбы с безработицей, потому, что не будут, не должны и не способны ПТУ и колледжи заниматься взрослыми людьми, которым некогда сидеть целый день за партой, изучая ненужные им гуманитарный науки и для государства это накладно. В Украине, где проблема безработицы существует много лет, это давно поняли, у нас же пока нет.
Руководство Минобразования РФ начало наводить порядок в высшей школе, ликвидируя ВУЗы-пустышки, но в системе российского профтехобразования, откровенного говоря, зияет дыра. По многим рабочим профессиям у нас сегодня нет ФГОСов (государственных образовательных стандартов), их просто не успели разработать и утвердить. В России только начали создавать аналоги давно существующего в Крыму КЦПТО – так называемые Многофункциональные центры прикладных квалификаций (МЦПК). Вроде бы создается некая система, их уже порядка 500, но они не самостоятельные юр.лица, а существуют как УПК при предприятиях, городских администрациях, колледже, ПТУ. Но реальное их состояние и результаты работы вызывает вопросы, и уж тем более, их нельзя сравнить с доставшимся России готовым центром в Симферополе. У Центра есть успешный предыдущий опыт работы, он ничем не отличается от российского, только герб другой.
Пока же краткосрочные курсы переподготовки в России интересны только различным «образовательным организациям» по типу коммерческих фирм. Но их трудно контролировать, если она зарегистрирована в другом федеральном округе и там же получила лицензию, которая действует на все территории РФ. Например, такая «фирма» приезжает в Крым, допустим из Краснодара или Ростова на Дону, и не имея ни сотрудников, ни материальной базы участвует в тендере, демпингуя его, и как не странно выигрывает. По сути идет торг удостоверениями о якобы обучении новым профессиям и повышении квалификации. По российскому законодательству проверить качество обучения может только тот территориальный орган, который выдал лицензию, что ему не слишком интересно и не очень «удобно» в рамках международных санкций в отношении Крыма. В других регионах ситуация аналогичная.
Члены профсоюза симферопольского Центра уверены, что наибольший эффект будет если Центр передадут в подчинение Минтруда РФ, они не хотят висеть на шее у государства, а готовы приносить стране пользу, обучая как специалистов по госзаказу, так и готовя рабочие кадры по заказам конкретных работодателей.
Какой из выпускника общеобразовательной школы тяжелый водолаз?
В том, что разговоры об уникальности симферопольский Центра, не пустые слова, легко убедится своим глазами. Например, в каком российском ПТУ можно найти базу для обучения промышленных водолазов со специальным бассейном, консольным краном для работы тяжелых водолазов, комплексом подводной сварки? В КЦПТО все это есть (вернее было пока Совмин Крыма своим распоряжением не отдал это Крымспасу), имеется даже такая вещь, как профилограф донных отложений — эхолот, который может на 5 метров прощупывать грунт морского дна, гидролокатор бокового обзора, есть цветная американская видеокамера для обследования труднодоступных мест, работающая на глубине до 70 метров, и ее украинский аналог с манипуляторами, как беспилотный батискаф. Нашелся даже подводный транспортер — по сути, мини-подлодка. В системе российского профтехобразования, разумеется, этого нет, такое оборудование есть только у военных, у научных, узкоспециализированных институтов, причем далеко не везде, в большинстве случаев только на картинке.
Однако вместо того, чтобы просто по-хозяйски распорядится уникальным имуществом, которое может приносить пользу не только Крыму, но и всей стране, КЦПТО «уничтожается» путем слияния с колледжем. По решению Минобразования Крыма Центр будет слит с Симферопольским торгово-экономическим колледжем, причем единственным юр.лицом останется колледж. Но это дети, 9-11 класс! А современное учебное оборудование Центра, включая водолазный обучающий центр, тренажерный комплекс для подготовки водителей: КАМАЗа, трактора, башенного крана и легкового автомобиля — совсем не детский уровень.
Ликвидация путем «оптимизации»
Очевидно, что сохранение КЦПТО в первозданном виде сослужит прекрасную службу не только Крыму сегодня, но и всему югу России. Нечто похожее в стране есть в Москве, муниципальный учебный центр «Профессионал», но по уровню оснащения Крымский центр намного «круче» московского. Если симферопольский Центр будет передан колледжу, то все его имущество, скорее всего, довольно быстро разойдется по десяткам частных бизнесов. По сути, территория комплекса это, как модно говорить, «индустриальный парк». Но тогда он уже не сможет эффективно работать в интересах всей страны, как мог бы. Задача борьбы с безработицей остается, запрос на переподготовку, обучение рабочих кадров никуда не исчез. В Крыму уже начали появляться частные «материковые» конторы, продающие дипломы о профессиональной переподготовке, которых нанимает региональный центр занятости. Они обучают буквально «на пальцах», выдают свои документы, возможно, на этом кто-то зарабатывает. При этом, полностью оборудованный Крымский центр профтехобразования, по сути ликвидируется, а его уникальные специалисты, которые могли бы обучать безработных новым профессиям и специальностям, сами остаются не у дел.