Андрей Блинов: Украинская сторона ждет гарантий, о которых в Таможенном Союзе пока не готовы говорить

01 апреля 2011 15:30

Практически все эксперты-экономисты сходятся во мнении, что Украине, для максимальной диверсификации экспорта, выгодно иметь наиболее широкие зоны свободной торговли (ЗСТ) с сильными экономическими партнерами. Прежде всего, речь  идет о членах ЕС и государствах СНГ. Режим свободной торговли с этими странами может дать Украине максимальную выгоду, которая будет выражаться в возрастании  товарооборота на 25% в течение нескольких лет. Значительный экономический эффект Украина рассчитывает получить от ЗСТ с ЕС за счет отмены существующих жестких ограничений касающиеся химической, трубной, металлургической и сельскохозяйственной продукции. А для Украины, крайне зависимой от мировой конъюнктуры, обеспечение стабильного спроса для ключевых отраслей является наиболее важной задачей, отмечает Российско-Украинский форум.

Украина уже заключила соглашения о свободной торговле с 11-ю республиками бывшего СССР, в том числе и с Российской Федерацией в 1993 году. Поэтому серьезные ограничения во внешнеэкономических связях между Россией и Украиной на данный момент отсутствуют. Кроме этого, новое соглашение о создании ЗСТ в рамках СНГ может быть подписано в мае 2011 года. Вместе с тем в Украине серьезно относятся к Таможенному Союзу (ТС) и не строят иллюзий относительно того, что инвестиции из ЕС могут превысить российские вложения в экономику государства. Одним из главных вопросов, который поможет решить присоединение к ТС, является отмена экспортной пошлины на российскую нефть. В настоящее время за ее ввоз Украина платит таможенную пошлину, в отличие от членов ТС – Белоруссии и Казахстана. В результате удешевления сырья для производства бензина Мозырьский НПЗ (Белорусь) выигрывает ценовую конкуренцию с большинством украинских НПЗ. В то же время, пошлина на газ для Украины была снята в 2010 году в соответствии с Харьковскими договоренностями. Поэтому вопросы, связанные с газом, таможенным соглашением напрямую не регулируются. 

Еще одним источником сложностей в отношениях между Россией и Украиной являются периодически возникающие ограничения со стороны «Роспотребнадзора», касающиеся поставок на российский рынок мясомолочной и другой пищевой продукции. Однако подобные проблемы время от времени появляются и у белорусских поставщиков, вне зависимости от членства в ТС. Не менее важным для Украины моментом в таможенных соглашениях является отмена квоты на поставку трубной и металлургической продукции. Украинская сторона ждет от России упразднения квотирования экспорта такой продукции в рамках ТС. Но, по всей видимости, россияне к этому еще не готовы.

Вхождение в ТС поможет расширить транзитные возможности Украины. Так, например, может увеличиться грузооборот украинских портов, в частности, за счет транзита зерновых из Казахстана и юга России. Не менее важно для Украины в рамках ТС получить от России гарантии загрузки газотранспортной системы на 150 млрд. кубов в год и более (в настоящее время – 90 млрд. кубов в год) и решить спорный вопрос об использовании Керчь-Еникальского канала.

Украинские финансово-промышленные группы не получают ответ на вопрос о выгоде ТС, поэтому не проявляют заинтересованности в продвижении этой идеи. Российская сторона предлагает присоединиться к ТС на общих условиях. А украинская сторона ждет гарантий, о которых в РФ еще не готовы говорить. Речь идет о гарантиях загрузки украинской газотранспортной системы и транзита зерновых через украинские порты, российских инвестиций в строительство газопроводов, железнодорожных путей в Украине, и, возможно, участия Украины в добыче нефти и газа на территории РФ, строительства объектов в Сочи в рамках подготовки к Олимпиаде 2014 года. То есть, вопросы, которые имеют формальное отношение к вхождению Украины в ТС, прежде всего, носят геополитический характер.

Андрей Блинов, главный редактор журнала «Эксперт – Украина»