Россия перекормила Европу нефтью
Одной из главных новостей прошлой недели было предупреждение Алексея Миллера, названное в западной прессе «ультиматумом Газпрома». В нем шла речь о том, что в случае, если будут устанавливаться препятствия проникновению российского концерна на внутренние рынки газосбыта стран Западной Европы, то компания может начать продавать большую часть газа странам Дальнего Востока, прежде всего Китаю.
На этом фоне появилась информация, что не только российский газ, но и нефть может уйти на азиатские рынки. Более того – вероятность этого намного выше, чем считалось раньше. Ведь крупного газопровода «Ямал-Китай» пока еще не существует даже в проекте – а вот нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан начнут строить со дня на день.
Последнее препятствие на пути строительства было снято лично президентом Путиным. 26 апреля, в Томске, он распорядился, чтобы труба пролегала минимум на
Газета британских деловых кругов «The Financial Times» в номере за 25 апреля с тревогой приводит слова руководителя российской трубопроводной компании «Транснефть» Семена Вайнштока, накануне прозвучавшие в интервью «Независимой газете».
«Мы перекормили Европу нефтью. А в любом учебнике по экономике написано, что при избыточном предложении снижается цена. Как только мы повернемся в сторону Китая, Южной Кореи, Австралии, Японии, то это сразу заберет часть нефти от наших европейских коллег», — сказал Вайншток. В этом он солидарен и мнением своего коллеги-нефтяника, главы «Лукойла» Вагитом Алекперовым.
После того, как новый нефтепровод войдет в эксплуатацию, перевозка 1 тонны нефти из Тайшета в Китай вместо прежних 96 долларов составит всего 38 долларов. Неудивительно, что китайская сторона выделила «Транснефти» даже не кредит – а грант, попросту, подарок в 400 млн долларов для того, чтобы компания сделала отвод от основной трубы до китайской границы.
Нет сомнений, что эта боковая ветка будет интенсивно эксплуатироваться. Ведь экономика Китая находится в состоянии бурного развития, требующего в том числе и все новых энергоресурсов.
Американский вирус нефтяной лихорадки
Перспективы для Европы в таком случае куда менее радужны. Сейчас мировой нефтяной рынок откровенно лихорадит. Во-первых, в Венесуэле США не скрывают своих намерений устроить очередную «цветную революцию» – на манер апробированных в Югославии, Грузии и Украине – чтобы поставить во главе страны более послушное правительство. Но венесуэльский президент Уго Чавес уже пригрозил, что в этом случае прикажет взорвать все нефтяные скважины страны. А, поскольку доля южноамериканская республики в мировом производстве нефти составляет весьма значительный процент, биржа немедленно отреагировала на слова Чавеса ростом цены на «черное золото» до 75 за баррель.
Следующий фактор нестабильности – ситуация с иранской ядерной программой. В ответ на отказ Тегерана поставить производство обогащенного урана под контроль Международного агентства по атомной энергии Вашингтон все сильнее грозит исламской республике военной акцией. Если война в заливе начнется, то могут оказаться блокированными поставки не только иранской, но и другой ближневосточной нефти. Что тоже подливает масла в огонь неуверенности на энергетических биржах.
В итоге, получается, что почти единственным близким и надежным поставщиком «черного золота» на европейские рынки остается лишь Россия. При этом если газ, теоретически, еще можно заменить с помощью энергии, получаемой от угольных и атомных электростанций, то для нефти альтернативы нет. Это и незаменимое химическое сырье, и бензин для автомобилей. А мощность двигателей мирового автопарка в 10 раз превышает таковую у всех электростанций на земном шаре.
Антироссийскую риторику придется забыть
Неудивительно, что западные СМИ, хотя и с раздражением, вынуждены констатировать все возрастающую роль Москвы в условиях энергетического кризиса.
«В Большой Восьмерке Путин, готовящий в настоящее время в качестве председателя ее саммит, может держаться с большой гордостью. Будет больше готовности прощать ему чеченскую войну, возможно, даже не поднимать такие вопросы, как свобода печати и развитие гражданского общества, и вообще быть очень вежливыми. У него есть стратегическое сырье, а нам в ЕС и в крупных государствах Азии необходимо сырье, и мы говорим подчеркнуто о стратегическом партнерстве», — пишет 19 апреля в немецкой газете «Frankfurter Rundschau» публицист Карл Гробе.
О стратегическом партнерстве говорили и во время представительного визита делегации ведущих политиков и бизнесменов Германии во главе с канцлером Ангелой Меркель в Томске 26-27 апреля. Встреча с российским президентом и руководителями крупнейших российских компаний завершилась важнейшими договоренностями и контрактами в энергетической и других сферах. Что неопровержимо показывает: крупнейшая европейская страна больше настроена сотрудничать с Россией, а не муссировать политические спекуляции недоброжелателей Кремля. Именно в такой политике руководство ФРГ видит лучшую «страховку» для экономики своей страны от нарастающей энергетической нестабильности. Теперь вопрос лишь в том, как скоро другие страны Европы последуют примеру Германии.
Юлиан Семенов, ИА "Национальные интересы"