С новым годом, с новым газом!
Последние дни уходящего года несмотря на непрерывные переговоры Украины и России окончились безрезультатно.
30 декабря Президент Украины Виктор Ющенко, желая сохранить до 10 января «статус кво», предложил поручить Нафтогазу Украины и Газпрому совместно с приглашенными международными экспертами в течение первой декады января завершить переговоры и подписать контракт. До завершения этих переговоров и подписания контракта он предложил объявить мораторий на повышение цен и тарифов.
Данная позиция была однозначно расценена российской стороной как попытка затягивания переговорного процесса. «Они хотят заморозить цены на десять дней января, потом захотят еще на десять», — сказал официальный представитель Газпрома Сергей Куприянов.
В последний день уходящего года еще одну попытку урегулирования газового конфликта сделал сам президент Путин. «Я поручаю правительству и Газпрому обеспечить в первом квартале 2006 года поставки газа на Украину по условиям и ценам 2005 года при условии подписания украинскими партнерами до конца текущего дня контракта с предложениями Газпрома по переходу со второго квартала на рыночные цены. В случае отсутствия ясного ответа, будем считать, что наше предложение отклонено», — заявил глава российского государства.
При этом Газпром согласился принять ответ украинской стороны даже по факсу – без личной явки представителей украинского правительства для подписания документов. Вечером 31 декабря появились некоторые обнадеживающие данные о готовности Киева на соглашение. Тем не менее, за час до полуночи Газпром вынужден был объявить об официальном отказе украинской стороны от предложенных условий.
От слов – к делу
Как и предупреждала российская сторона, 1 января она перешла к практическим действиям. В 10 часов 40 минут утра диспетчер Курской газонасосной станции выполнил приказ центральной диспетчерской Газпрома и начал снижение давления подаваемого газа на украинские ветки газопровода.
Пресс-секретарь Газпрома Куприянов с горечью констатировал: «Мы были готовы пойти навстречу украинскому народу и, сохраняя при этом рыночные принципы взаимоотношений, обеспечить комфортные условия работы в самый сложный с точки зрения энергоснабжения зимний период. Мы получили отказ.
В настоящее время мы снизили давление на входе в газотранспортную систему Украины. Экспортный газ при этом идет в полном объеме, и здесь мы можем заверить, что европейским потребителям волноваться не за что, мы обеспечим экспортные поставки».
Хотя, как следует из слов Куприянова, это будет не очень просто. Ведь, по его мнению, представители Украины «с самого начала были настроены на то, чтобы с 1 января начать несанкционированный отбор газа, а точнее говоря — его воровать. Воровать у европейских потребителей».
Солидарность с такой оценкой ситуации Газпромом высказал и российский МИД. «Мы рассчитываем, что украинская сторона в полном соответствии со своими международными обязательствами, зафиксированными, в частности, в Европейской энергетической хартии, гарантирует бесперебойный транзит природного газа по украинской территории в страны Евросоюза и предпримет все необходимые меры по недопущению незаконного отбора природного газа, переданного для транзита, а также для хранения в подземных хранилищах газа Украины», — говорилось в заявлении российского внешнеполитического ведомства.
Не виноватые мы!
Между тем, если посмотреть на то, как освещались российские действия и заявления украинскими СМИ и пресс-службами, то у обывателя сложилось бы совсем другое впечатление — Газпром просто решил наказать Украину, несмотря на ее согласие с российские предложениями.
В пресс-службе Ющенко было обнародовано, что «31 декабря 2005 года между НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром» состоялись переговоры относительно условий предоставления услуг по транзиту российского газа и оплаты за них в 2006 году. Все требования российской стороны, высказанные в ходе переговоров, были приняты украинской стороной.
Несмотря на это 1 января 2006 года в 10.00 на передаточных пунктах газа ГИС(газоизмерительной станции) Валуйки снабжение газа было прекращено полностью, а на ГИС Сохрановка и Суджа — сокращено. При этом сокращены объемы газа, предназначенные для обеспечения транзита в Европу».
Пресс-служба Ющенко также заверила Москву в дружеских намерениях: «Президент Украины всегда заявлял, что Россия — это наш стратегический партнер, и наши отношения должны строится на принципах добрососедства, дружбы и конструктивизма. Украинская сторона никогда не делала, и не будет делать заявлений, которые могли бы быть расценены как некорректные».
Между тем, чуть позже на пресс-конференции в Москве представитель Газпрома Куприянов пролил свет на понимании Газпромом содержания так называемого «принятия Украиной всех требований российской стороны».
«Мы считаем, что договоренности достигнуты, когда подписаны контракты на весь 2006 год. Нафтогаз же был согласен фиксировать специальные параметры контракта только на первый квартал, то есть «за первый квартал спасибо, а там посмотрим»,- отметил Куприянов.
Ко второй половине первого январского дня стало ясно, что «шила в мешке не утаишь» – и Киеву пришлось признать, что срыв переговоров произошел по причине несогласия украинской стороны на предложенные Москвой цены на газ. С заявлением на этот счет выступил сам Ющенко.
«Украина заявила, что эта цена является неприемлемой по одной причине — она не носит экономического обоснования. Мне как президенту тяжело объяснить, почему через
Почему Украина может продавать газ Румынии и Болгарии по тем самым «нерыночным» 250-ти долларам за тысячу кубометров, а Россия должна поставлять газ по цене в 5 раз ниже объяснили в пресс-службе Газпрома.
«Цена, которая получилась в соответствии с предложенными Газпромом контрактами на 1 января, полностью обоснована и рассчитана как цена газа, экспортируемого Газэкспортом в страны Западной и Центральной Европы net back (за вычетом стоимости транзита через территорию Украины)», — напомнил представитель Газпрома Куприянов.
Все новое – хорошо забытое старое
К вечеру 1 января стали понятны, какими ответными действия решил воспользоваться Киев. Несмотря на уверения премьера Еханурова о том, что «ни одного кубометра российского газа мы не потребляем», Газпром вынужден был констатировать иное.
«Есть оперативные данные, которые говорят о том, что Украина приступила к несанкционированному отбору российского газа, предназначенного для европейских потребителей. Так, снижение подачи газа, по сравнению с 10:00, по состоянию на 15:00 1 января на газоизмерительной станции (ГИС) «Капушаны» составило минус 18 процентов, ГИС «Исакча» — плюс 13 процентов, ГИС «Теково» — минус 68 процентов, ГИС «Берегово» — минус 19 процентов, ГИС «Дроздовичи» — минус 18 процентов».
Одновременно Ющенко попытался перевести конфликт в чисто политическую плоскость, оценив происходящее, как «прямой признак экономического давления на Украину».
«Я убежден в каждом своем слове и заявляю: Украина готова с 2006 года перейти на рыночную цену — нам не нужно кредитов, мы готовы платить, готовы мобилизоваться, но чтобы это была не виртуальная цена, а истинная цена по европейской модели». По мнению Ющенко она «по любым подсчетам на первый год не должна превышать 80 долларов за тысячу кубов». В заключении Ющенко на своей пресс-конференции заявил о том, что то, что сегодня происходит между Украиной и Россией — «это истинная борьба за независимость Украины – и намного более трудная, чем была на Майдане».
Что ж, лучше всего суть происшедшего охарактеризовал украинский премьер Ехануров: «Патриархальные отношения (между Россией и Украиной), которые были ранее, закончились 1 января».
Какие отношения придут им на смену, будет зависеть от украинской власти. Лицо которой, в свою очередь, будет зависеть от выбора самого украинского народа на парламентских выборах в марте.
Юрий Семаков