Станислав Радкевич
Несмотря на то, что до президентских выборов остается меньше двух лет, операция «Преемник-2008» уже стартовала. О том, можно ли разглядеть за кадровыми перестановками реальных претендентов на власть, всерьез ли намерен Путин оставить свою президентскую карьеру, а также появится ли в ближайшем будущем достойная альтернатива прокремлевскому кандидату в интервью ИА «Национальные интересы» рассказывает руководитель аналитического управления Центра политического консультирования «Николо М» Станислав Радкевич.
– Станислав, Ваши прогнозы относительно будущего кандидата в президенты России?
– Сегодня вопрос о будущем преемнике Путина уже решается в конкурентной борьбе Сергея Иванова и Дмитрия Медведева. Кто из них сейчас наберет больше очков, у кого будет наиболее успешная PR-кампания и кто лучше сумеет распорядиться вверенным ему административным ресурсом, тот и станет потенциальным кандидатом. Однако позволю себе одну оговорку. Как показывает практика нынешнего президентства Владимира Путина, он до последнего момента умеет придержать и не вводить в игру самую главную карту. Я не исключаю, что для президентской кампании-2008 Путиным припасена именно такая карта. Неожиданно для всех может появиться «джокер», который и станет настоящим претендентом.
– Среди названных вами кандидатов на президентское кресло, кого можно считать главным, а кого запасным?
– На сегодняшний момент основным претендентом можно считать Дмитрия Медведева. Стоит только посмотреть, как раскручивается его политическая фигура в СМИ, и какую он занимает позицию в правительстве. Однако говорить об этом можно будет только после того, когда станет очевидно, что в кремлевских «казематах» не содержится главный претендент на власть. Пока это нельзя сбрасывать со счетов.
– Как вам кажется, чем Путин будет руководствоваться при выборе кандидата?
– Полагаю, если первый вице-премьер вдруг себя как-то некорректно поведет, зарекомендует себя перед президентом не с лучшей стороны, то вполне возможно, что Путин может изменить свое решение. Также выбор Владимира Владимировича зависит от того, насколько резко может измениться политическая ситуация в стране. Как мне представляется, две фигуры – Дмитрий Медведев и Сергей Иванов, – по сути, являются заготовленными властью вариантами для совершенно разных политических ситуаций. Для наиболее мягкой, либеральной обстановки в стране припасен вариант с Дмитрием Медведевым, для наиболее жесткой, прогрессистской схемы развития экономики с меньшей демократичностью режима, даже с элементами силового противостояния, – министр обороны Иванов.
– Не кажется ли Вам, что кампания под названием «Сергей Иванов» не успела начаться, как сразу закончилась делом Сычева?
– Не думаю. Скорее всего, Иванова просто попросили на скамейку запасных. Хотя если министр обороны окажется втянут в подобные громкие дела, то на скамейке запасных ему придется сидеть очень долго.
– Когда Путин может объявить о своем окончательном решении по преемнику?
— Могу сказать только одно: это будет делаться очень мягко и постепенно. Например, если речь идет о Дмитрии Медведеве, то для начала Путин сделает ему несколько комплиментов по делу. Например, за ведение такого приоритетного направления как национальные проекты. За несколько месяцев до выборов Путин всем намекнет, что у него есть достойный кандидат, которого мы все прекрасно знаем, и назовет его имя.
К выборам народ уже готовится, вернее, его готовят. Сегодня большая часть населения мало читает, но смотрит новостные выпуски по трем общегосударственным каналам. Поэтому можно даже захронометрировать периодичность появления в них фигуры Дмитрия Медведева, которому уделяется едва ли не большее внимание, чем самому главе государства.
– Получается, что Путин все-таки завершит свою президентскую карьеру или нельзя исключать другие варианты, например, он может стать президентом Союзного государства России и Белоруссии?
– Все-таки наш глава государства как человек, имеющий юридическое базовое образование, сильно привержен букве закона. Если форма предписывает отбыть не больше двух президентских сроков, он сделает все от него зависящее, чтобы отбыть ровно эти два срока. Нет никаких сомнений в том, что Путин не станет прибегать к каким-то ухищрениям ради третьего срока. Он уйдет. К тому же, вряд ли он рассматривает всерьез варианты продления своих полномочий. Хотя всегда есть место «но», пусть, даже если его вероятность равна одному проценту.
– Когда Владимир Путин завершит свою президентскую карьеру, чем он может заняться?
– Есть разные варианты. Например, я уже высказывал такую точку зрения, что Путин может стать судьей Конституционного суда или даже возглавить Конституционный суд. Для него это очень приемлемый вариант. Не так давно здание суда переехало в родной город Путина – Санкт-Петербург, к тому же, должность судьи пожизненная, а судья, как известно, обладает иммунитетом. То есть в какую бы сторону не изменилась ситуация в стране, какие бы неожиданные моменты в президентстве Путина не открылись общественности, с юридической точки зрения это ничем не будет угрожать Владимиру Владимировичу.
Однако теоретически возможен любой другой вариант постпрезидентской карьеры Путина: возглавить «Газпром» или ЕврАзЭС. Правда, не думаю, что во всех этих случаях он захочет принять помощь от своих близких людей, которых он сам определил в такие доходные места, в частности, в «Газпром». Путин по своему характеру вряд ли захочет от кого-нибудь зависеть. Тем более, в данном случае он будет зависеть от тех людей, которые подчинялись ему раньше. Это очень важный психологический аспект. Скорее всего, Владимиром Владимировичем на вооружение будет взят такой вариант отхода, при котором в меньшей степени придется задействовать силы его ближайших соратников.
Главное, что надо понимать, — ему нужен иммунитет. Я не хочу сказать, что за время своего президентства Путин совершал преступления или нарушал законы, но если всерьез заняться подрывом репутации, то приписать можно все, что угодно. Как говорится в известном романе Роберта Уорена «Вся королевская рать», за каждым человеком что-нибудь есть.
– Станет ли 2012 год годом возвращения Владимира Путина в политику?
– Это гораздо более интересная тема, чем тема выборов 2008 года, результат которых практически предрешен. Полагаю, что выборы 2012 года будут намного напряженнее, чем нынешние. Есть один очень важный момент. В 2012 году курс России существенно не изменится. Россия будет двигаться по прогрессивному пути развития, по пути государственного капитализма и ресурсно-экспортирующей модели, но до тех пор, пока в стране не возникнет социальная сила, заинтересованная в совершенно другой модели. Эта социальная сила – средний класс. Как только этот класс, согласно классической формулировке Маркса, превратится из класса в себе в класс для себя, сразу же изменится политическая ситуация в стране. Не исключено, что к 2012 году средний класс начнет показывать зубы. Вполне возможно, что к тому моменту в России появится политическая фигура, альтернативная очередному преемнику власти.
– Как Вы оцениваете шансы нынешних претендентов на власть от оппозиции – Михаила Касьянова и, возможно, Дмитрия Рогозина?
– Сейчас в России нет серьезной политической фигуры, которая может составить реальную конкуренцию преемнику Владимира Владимировича. Если посмотреть на результаты социологических опросов, то рейтинг оппозиционеров на порядок отстает от рейтинга президента. К тому же, пиар-кампания наиболее вероятного преемника ведется таким образом, что ближе к выборам его популярность станет вполне сопоставима с рейтингом Путина. То есть мы опять получим игру в одни ворота — выборы без выбора, — как это, собственно, происходило и в 2004 году.
– Ваше отношение к новой российской традиции назначать преемника?
– В принципе, это достаточно распространенная технология удержания власти. Сложно сказать, хорошо это или плохо. Как любая технология, она имеет право на существование. Другое дело, насколько эффективна та или иная технология в данных общественных, экономических условиях? В сегодняшней России, когда не существует никакой альтернативы государственно-капиталистическому развитию, складывание такой традиции оправдано. Потому 2008 год и пройдет под лозунгом «Выборы без выбора». Но как только начнет изменяться общая ситуация в стране, произойдет какое-то подобие сбоя в системе государственного ресурсно-экспортирующего капитализма, эта технология, скорее всего, перестанет быть эффективной. И преемник Путина, который в то время будет находиться у власти, может столкнуться с серьезной альтернативой от оппозиции. Вероятность этого — 30-40%.
Более того, еще интереснее будут выборы-2016. Но самыми непредсказуемыми станут выборы в 2020 году. Согласно демографическим исследованиям, население России на 20-25% будет состоять из мусульман. Скорее всего, на выборах президента будет выдвинута кандидатура от мусульманских общин. В это время Россия наряду с Китаем, Индией и Бразилией будет занимать заметную позицию по уровню экономического развития. Однако представить более точный политические расклад, кроме простого прогнозирования, сейчас не представляется возможным.
Беседовала Екатерина Крашенинникова, ИА «Национальные интересы», Москва