Алексей Мухин
Заявка России на возвращение статуса сверхдержавы (хотя бы в энергетическом секторе) заставила все большие западные круги воспринимать Россию как нежелательного конкурента или противника. Поэтому Россия подвергается все большему информационному давлению. Об информационных войнах, а также о том, насколько нынешняя российская власть осознает роль внешнего информационного фактора в интервью ИА «Национальные Интересы» рассказывает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
– Алексей Алексеевич, насколько нынешнее состояние российско-украинских отношений можно сравнивать с полномасштабной информационной войной?
– Дело в том, что сегодняшние отношения между Россией и Украиной нельзя рассматривать с позиции информационной войны. Война идет не между Украиной и Россией, а между Россией и США. Украина здесь просто выступает в качестве форпоста Америки. Причем, несмотря на то, что в самом Вашингтоне существует несколько групп влияния, которые поддерживают сразу несколько сил в Украине, их объединяет одно — неприятие интересов России, которые в последнее время особенно возросли на постсоветском пространстве. Мы не можем говорить о том, что между Россией и Украиной сегодня ведется информационная война. Между нами, скорее, существуют противоречия больше политического, нежели экономического характера.
– На примере парламентских выборов в Украине можно ли говорить о том, что Россия проиграла информационную войну США?
– Ни в коем случае. В данной ситуации Россия не проиграла. Правда, пока в выигрыше только Тимошенко. Ей снова удалось вернуться в украинскую политику. Причем, на законных основаниях. Сейчас она выступает в роли торгующейся стороны. Пожалуй, кто проиграли выборы, так это Ющенко и Янукович. Положению первого не позавидовать, потому что оно зависит от тактики, которую изберет Тимошенко. Янукович же проиграл выборы из-за своей самонадеянности. Он полагал, что его победа будет внушительной. Но таковой она не была и не могла быть. Еще никто на выборах не отменял административный ресурс.
От нынешних выборов Россия в значительной степени дистанцировалась. Хотя, безусловно, пророссийские интересы там были представлены. Сегодня Российская Федерация ведет переговоры со всеми участниками политических процессов в Украине. В дальнейшем политическая и экономическая стратегии Москвы в отношении Киева будут выстраиваться в зависимости от сформированной коалиции.
– Можно говорить о том, что Россия многому научилась после президентских выборов
– После фактического разгрома Януковича на президентских выборах Россия оказалась в сложной ситуации. Тогда мы действительно проиграли информационную войну, серьезно подпортив себе имидж в мире. Поэтому на этих парламентских выборах Россия заняла острожную позицию. Россия специально отстранилась от участия в выборах, иначе это еще сильнее подпортило бы ее престиж. Тем не менее, в Кремле очень внимательно следили за происходящими в Украине событиями. По сути, кремлевской администрацией была применена модель, которую Владимир Путин часто использовал еще во время своего первого президентского срока. Выборы идут своим чередом, мы в них не участвуем и начинаем работать с теми, кто победил.
Это не такая простая тактика поведения, как может показаться на первый взгляд. В принципе, некоторые группы влияния подталкивали Кремль на то, чтобы Россия приняла активное участие в парламентских выборах в Украине. Однако власть прекрасно понимала, что если она сыграет определенную роль в судьбе Януковича, это приведет к совершенно обратному результату. Подобное уже имело место в ходе президентской кампании в 2004 году. И в этот раз Кремль не прогадал.
– Обеспечение информационной безопасности является прямой обязанностью Совета безопасности, к тому же, в любом государстве существует доктрина информационной безопасности. К примеру, у всех на слуху доктрина США, известная под названием доктрины глобальной экспансии в XXI веке. А что есть у России?
– Разумеется, Россия не является исключением. У нас тоже есть доктрина информационной безопасности, которая была принята в 2000 году. Она учитывает все конституционные обязанности государства, касающиеся соблюдения гарантий свободы слова в России. В частности, доктрина была разработана под руководством министра обороны РФ Сергея Иванова и легла в основу закона «О СМИ».
На сегодняшний день ее можно считать одной из самых либеральных доктрин. Разумеется, время накладывает свой отпечаток, корректирует ряд положений. Например, в региональных СМИ стало гораздо меньше свободы, которой они могли похвастаться ранее, потому как сегодня некоторые группы влияния очень активно используют СМИ в личных целях. С федеральными СМИ дела обстоят лучше. Согласно опросу столичных журналистов, они не испытывают на себе серьезного давления. Если оно все-таки и проявляется, то только в отношении тех СМИ, которые представляют интересы Березовского и подобных ему лиц, известных своей антигосударственной деятельностью. Россия как государство имеет на это все право, так как обеспечивает собственную национальную безопасность.
– С приходом Путина к власти казалось, что наконец-то настало время, когда Россия будет уделять большое внимание формированию мирового общественного мнения. Однако международный имидж России сегодня, пожалуй, хуже, чем во времена Холодной войны…
– Дело в том, что на Россию есть заказ со стороны Североатлантического блока. Они считают, мы вновь заявили о своих имперских амбициях. Но Россия просто пытается выработать хотя бы половину того потенциала, который она может представить на международной арене. Тем более, РФ сделала очень серьезную заявку на право стать энергетической сверхдержавой. Это мгновенно было расценено США как акт враждебности по отношению к тем корпорациям, которые, по сути, являются ядром НАТО. Соответственно, результаты заказа на представление имиджа России в нужном США свете не заставили себя долго ждать. Как это уже было в середине 80-х годов, Россию как правопреемницу СССР сегодня опять представляют в виде империи зла.
– Алексей Алексеевич, с чем все-таки связаны серьезные провалы во внешней информационной политике России?
– Не забывайте о том, что в 90-е годы наши спецслужбы со стороны иностранных государств подверглись сокрушительному разгрому. Они до сих пор еще полностью не восстановились. Образование Росинформцентра, англоязычного государственного телеканала «Russia Today» должно стать только началом серьезной работы по созданию положительного имиджа России через СМИ.
Большая проблема состоит в отсутствии кадров. Многие профессионалы, которые должны заниматься информационной безопасностью страны, сегодня работают на коммерческие структуры. Новых молодых кадров еще не успели воспитать. Нет и особых подразделений по информационной безопасности в спецслужбах. Есть просто структуры, отвечающие за комплексные действия, например, за защиту конституционного строя, но это не совсем информационная политика. К сожалению, отсутствует и специализированная структура по отслеживанию всех информационных потоков. Одним словом, это дань свободе слова и либеральному государству.
Нецелевым образом расходуются и выделенные на информационную безопасность денежные средства. К примеру, никто и не подозревал, что в ближайшее время при ФСБ России будет создан Национальный антитеррористический комитет. Его же надо как-то содержать.
Сегодня такое направление как информационная безопасность финансируется по остаточному принципу. Под отдельные проекты приходиться просто выбивать деньги.
– Почему же российский бизнес не поддерживает создание национальных медийных структур?
– Они поддерживают, но в рамках собственных интересов. К тому же, власть не может заставить бизнес финансировать тот или иной проект. Тем самым, Кремль может просто вызвать еще больший огонь на себя.
К сожалению, Россия пока только защищается от информ ударов Запада. Наносить упреждающие удары мы еще не научились. Некоторые ведомства так и не восприняли новые методы ведения информационной войны, предпочитая работать по-старинке: ударили – ответили, а вот упредить удар не догадались.
– Сегодня складывается благоприятная внешняя ситуация для России, когда агрессивная политика США вызывает все большее отторжение даже у их традиционных партнеров в Европе. Сможет ли Россия этим воспользоваться для постепенного восстановления многополюсного мира?
– Я бы хотел предостеречь тех людей, которые считают, что Европа отказалась от политики США. Царящее сегодня настроение не следует интерпретировать как намерение правящих элит. Европой продолжают управлять элиты с определенными интересами, которые прекрасно организованны, слаженно финансируются и имеют развитую систему спецслужб. Да, некоторое время назад США могли оказывать серьезное влияние на эти элиты. Сейчас же они пытаются выйти из сферы влияния Вашингтона. Но это не говорит о том, что в сфере информационной безопасности они сразу согласятся сотрудничать с Россией.
Мы должны четко понимать, что у России, как говорил в свое время император Александр III, может быть только два друга: армия и флот. С Европой мы по-прежнему будем сотрудничать, тем более когда США представляют серьезную угрозу для всей европейской экономики. Собственно, уже идет война доллара и евро. Россия, представляя собой огромный рынок, должна умело воспользоваться результатами этой войны в свою пользу. Нам не имеет никакого смысла в нее вмешиваться. Ведение взвешенной внешней политики позволит нам сохранять относительную стабильность в экономике.
– Какие условия необходимы для создания достаточной системы национальной безопасности, в том числе и информационной, в России? И сколько на это может потребоваться времени?
– На мой взгляд, нам просто не дадут ее создать. В противном случае, для этого России придется милитаризовать страну, как это было в советское время. Но это невозможно, потому как, чтобы поставить экономику страны на военные рельсы, РФ придется свернуть с выбранного пути. Это не в интересах Путина. К тому же, в мире нет и не может быть идеальной системы национальной безопасности. По-моему, события 11 сентября 2001 года это полностью доказали.
Беседовала Екатерина Крашенинникова, ИА «Национальные Интересы», Москва