Глазьев: политика Газпрома приведет к катастрофе не только в Белоруссии, но и в самой России

05 апреля 13:50

Как заявил в интервью журналу «Союзное государство» и ИА «Национальные интересы» депутат Госдумы, научный руководитель Национального института развития Сергей Глазьев, политика Газпрома приведет к катастрофе не только в Белоруссии и Украине, но и в самой России.

— Политика Газпрома по потягиванию внутренних цен на газ к мировым или, по меньшей мере, к европейским, ведет к экономической катастрофе не только в Белоруссии, но и на Украине, и в самой России. Ведь то, что происходит на Украине и в Белоруссии, с некоторым «благом» докатывается и до России. Надо понимать, что политика России это не есть политика Газпрома, просто сегодня Газпром, в силу своего влияния на нынешнее руководство, делает всё, что ему хочется, манипулируя российским государством. Не успели мы опомниться от трехкратного повышения цен на газ, поставляемого на Украину, тут же пошел такой же приговор Белоруссии. Не успели мы опомниться от шантажа Белоруссии, как Газпром, в лице господина Христенко, который является министром российского правительства, отвечающего за энергетику и промышленность, заявляет о том, что и в России цены на газ будут либерализованы. Это означает, что и в России Газпром будет диктовать те цены, которые считает нужными. И вот мы видим по прогнозу правительства на ближайшие три года уровень этих цен. Предполагается, что к 2010 году российские коммерческие потребители будут платить за газ не менее 90 долларов за тысячу кубов. Это немножко меньше, чем белорусы, но это уже существенно больше, чем тот уровень, который способна выдержать российская экономика и общество. Расчеты показывают, что переход на цены за газ свыше 150 долларов за тысячу кубов для Украины будет означать для этой страны катастрофу. Разорятся предприятия металлургии, химической промышленности, большой ущерб будет нанесен самочувствию агропромышленного комплекса, это отрасли, которые определяет экономику Украины, определяют ее платежный баланс. Их крах будет означать резкое ухудшение платежного баланса, падение гривны, не менее чем вдвое, и резкий рост стоимости жизни, и, соответственно, впадение украинской экономики в настоящую катастрофу -, считает С. Глазьев.

Экономист считает, что хотя Белоруссия менее уязвима к цене на газ, чем Украина, тем не менее эффект от роста цен на газ будет разрушительным.

— Хотя Белоруссия менее уязвима к цене на газ, чем Украина, потому что белорусская экономика – это все же машиностроение, а не металлургия и химия, и, в какой-то степени, нефтепереработка. Поэтому чувствительность белорусской экономики к цене на газ меньше, чем у украинской, но все равно она очень высока. И повышение тарифа на газ Белоруссии уже сегодня означает, что определенная часть металлообрабатывающих предприятий сядут на мель. Вот в этом торге надо понимать, что интересы России и интересы Газпрома не совпадают. Скажем, от того, что рухнет украинская экономика, Россия тоже пострадает, не только от того, что потеряем рынок сбыта своих товаров, мы во многом потеряем возможности развития своей наукоемкой промышленности, которая в ракетно-космической части, в авиационной части очень прочно работает на Украине. Восполнить мы их не сможем – и не нужно. Нужно, наоборот, развивать эти кооперационные связи, создавать новые возможности для расширения производства. Скажем, в стоимости украинской машиностроительной продукции 60% это российская комплектация, в стоимости белорусской машиностроительной продукции 80% это российская комплектация. Вот когда наш вице-премьер Жуков хвастался в парламенте успехами российского правительства, приводя в качестве примера, подъем тракторостроения более чем на 20% в прошлом году, он просто не знал и не знает, может быть, что все это тракторостроение пришлось на Белоруссию. То есть российская тракторная отрасль показывает подъем, потому что белорусские тракторы собираются из российских комплектующих. И из-за того, что белорусы расширяют поставки своих тракторов в Европу, растет производство и растет спрос на российскую комплектацию, и отсюда происходит рост тракторной промышленности в России. То есть мы очень взаимосвязаны. И экономический кризис в Белоруссии и на Украине России не выгоден. Россия теряет и рынки сбыта, теряет кооперационные связи, теряет возможности расширения производства и теряет конкурентные преимущества. Газпром, может быть, получит от этой газовой войны дополнительно 3 миллиарда долларов в год, но Россия потеряет десятикратно больше. Но тем не менее, Газпром гнет свою линию, и мы видим, что эта линия плавно переходит на Россию, — считает С. Глазьев.