России не нужен Янукович — ей нужен Ющенко.

03 февраля 2006 13:01

Гадать, какими надеждами на самом деле грезят «кремлевские мечтатели», — дело неблагодарное. Однако, объективно, указанный сценарий — не в интересах России. Хорошо, конечно, если Партия регионов и другие «промосковские» силы добьются успеха на парламентских выборах, но еще более важно, чтобы их успех был неполным, то есть не позволил сформировать правительство.
Безоговорочная победа «бело-голубых» наложила бы на Россию серьезные обязательства, в первую очередь экономические. Вспомним, каких только пряников не получила Украина летом-осенью 2004 г. под будущее и, как, видимо, полагали в Кремле, гарантированное президентство Януковича — и чрезвычайно выгодное для нее соглашение по газу (которое «оранжевые» власти поначалу сами захотели пересмотреть, а опомнившись, стали за него цепляться), и взимание НДС при экспорте энергоносителей по месту страны назначения (прямая перекачка из российского в украинский бюджет более $1 млрд в год), и поблажки братьям-славянам с регистрацией при поездках в бывшую метрополию (а значит, облегчение их заработков), и прочее. По-умному, пряники надо раздавать после, а не до (тем более, что на исход президентских выборов такая благотворительность никак не повлияла). Проблема в том, что в отношении Украины — при той ситуации, которая там наблюдается нам всем протяжении «незалежности», а не только последний год — подобная раздача вообще пагубна; однако, с учетом всех перипетий в российско-украинских отношениях с момента торжества «оранжевой революции», после «бело-голубой контрреволюции», ежели таковая случится, уйти от экономических бонусов не будет никакой возможности.
Пагубность же этих бонусов отнюдь не в том, что приходится отрывать от себя, тогда как, говоря словами Путина, «у нас своя экономика, своя страна, свои граждане, свои пенсионеры, свои военнослужащие, медицинские работники, преподаватели и другие бюджетники, которые нуждаются в нашей поддержке». Слава нефтяному богу — денег в стране сейчас хватает, и не в «жадности» дело. Вспомним другое высказывание Путина на пресс-конференции 31 января, предшествовавшее процитированному замечанию: «Германия тратит огромные деньги для поднятия экономики восточных земель, но они платят за объединение нации. А мы за что платим?».
Нравится это кому-то во Львове или Киеве, нет ли, но мы, признавая безусловное право украинцев на собственную государственность, все равно считаем их и себя, а также белорусов частью единого целого — суперэтноса, используя формулировку Льва Гумилева. Европа — это другой суперэтнос. У России в Европе и вообще на Западе нет друзей — есть «стратегические партнеры» (кстати, спасибо Ангеле Меркель — прояснила тем, кто не понимает). В интересах России, чтобы Украина оставалась с ней в едином культурном, политическом, оборонном, экономическом пространстве. Такого единого пространства с Европой, даже при самых теплых политических отношениях и широком экономическом сотрудничестве, у нас не будет никогда (четыре «общих пространства» с ЕС, которые сейчас якобы строятся, — из другой оперы). Хотят украинцы в Европу — флаг им в руки. Но они должны, по крайней мере, осознавать, что это невозможно без того, чтобы так или иначе не отгородиться от России. И если членство Украины в НАТО — это в общем-то не проблема, во всяком случае для России, то вступление или даже ориентация на вступление в Евросоюз точно разведет наши страны.
Конечно, жители Галиции жаждут «освобождения» от москалей. Иное дело — восток и юг Украины. Победу Ющенко обеспечил определенный сдвиг в умонастроениях в центральной части страны. Однако принципиально ситуация, повторим, не изменилась — украинская нация по-прежнему расколота. И бесповоротный выбор — Европа или Россия — не сделан. Возвращаясь к риторическому вопросу Путина, скажем очевидное: Россия готова платить, и щедро платить, за новый союз с Украиной, но было бы глупо оплачивать окончательный развод.
Проблема поборников «европейского выбора» Украины заключается в том, что без поддержки со стороны России экономика страны просто рухнет. При европейской оптовой цене на газ в $230-250 за тысячу кубометров неконкурентоспособными окажутся по меньшей мере 2/3, если не 3/4 украинских предприятий, а о самой Украине достаточно скоро начнут говорить как о «a fail state» — «несостоявшемся государстве». А ведь есть еще не менее острые для украинских товаропроизводителей вопросы доступа на российский рынок: не случайно, не желая входить в единое с РФ таможенное пространство, Киев столь рьяно добивается создания зоны свободной торговли. Жестко занимая ту позицию, что экономические бонусы возможны исключительно в ответ и как следствие реальной интеграции двух стран, Россия, как минимум, не проиграет: если Украина на такую интеграцию не пойдет, то она деградирует к столь жалкому состоянию, что не сможет не только претендовать на членство в евро-атлантических структурах, но даже выполнять функции одного из элементов «санитарного кордона» по рубежам России. Причем не исключен и сценарий развала страны.
Принципиально важно, однако, чтобы к осознанию необходимости воссоздания союза с Россией — исходя из действительных, а не мифических интересов Украины — пришла в том числе значительная часть нынешней «оранжевой» элиты, и по данному вопросу в украинском обществе в целом, а не только на востоке и юге страны сформировалось устойчивое «конституционное» большинство. Галичан, очевидно, ничем не переубедишь, а киевлян еще можно. Внешняя поддержка — она как воздух (или природный газ): замечаешь только когда не хватает. Еще раз процитируем Путина: «Эта помощь, эти дотации с нашей стороны на протяжении 15 лет никем не замечалась, как будто так и нужно».
Урок 2002-2004 гг., когда третируемый Западом Кучма и премьер Янукович начали сближение с Россией, состоит в том, что без преодоления раскола на самой Украине никакой интеграционный проект не состоится. Временное возвращение во власть «бело-голубых» ничего не решит: «российский» выбор будет столь же условным, как и теперешний «европейский», а новые преференции со стороны России лишь ухудшат возможности для отстаивания российских интересов в последующем. Надежно реализовать российско-украинский интеграционный проект возможно лишь тогда, когда в Киеве на него согласится именно «оранжевое» правительство. Надо только не оставить этому правительству иных экономических вариантов.
По материалам «Корреспондент»