Сергей Астафуров о факторах, сдерживающих цифровой рывок на промышленных предприятиях

В Москве состоялась ежегодная международная конференция «Экономическая безопасность в условиях цифровой трансформации государственного управления». Главный вопрос форума: как уже созданная государственная цифровая инфраструктура может применяться в реальном секторе. Управляющий партнер юридической группы «СоветникПрав» Сергей Астафуров представил экспертный доклад о влиянии цифровизации госуправления на промышленные предприятия.
Технологическая платформа для цифрового взаимодействия государства и бизнеса уже действует, отметил Сергей Астафуров в своем докладе «Цифровая трансформация государственного управления и ее влияние на экономику промышленных предприятий».
Рассказывая о стратегической нормативной и технологической базе цифровизации в России, Астафуров рассказал, что на данный момент полностью сформирован цифровой каркас государства, состоящий из взаимосвязанных элементов: системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), Единого портала госуслуг (ЕПГУ), ФГИС «Промышленность», стандартов «умного производства», что обеспечило функционирующую инфраструктуру, которая позволяет компаниям снижать издержки и укреплять устойчивость.
Согласно представленному анализу, промышленный сектор пока не стремится полноценно внедрять эти инструменты. Несмотря на рост рынка автоматизации, уровень цифровой зрелости большинства российских предприятий все еще остается крайне низким.
Спикер отметил, что такая ситуация свидетельствует о значительном нереализованном потенциале, и обратил внимание на три ключевых барьера цифрового развития. Первым препятствием он назвал кадровый дефицит — нехватку квалифицированных специалистов в IT и недостаточную цифровую грамотность инженерного и управленческого персонала.
Технологическая зависимость и миграционные риски — следующий фактор. Уход иностранных вендоров, считает Сергей Астафуров, создал возможности для отечественных решений, но вместе с тем увеличил затраты на переход и осложнил совместимость с legacy-инфраструктурой.
Дополнительной сложностью, отметил эксперт, является организационное сопротивление: адаптация цифровых инструментов требует глубокой перестройки процессов и корпоративной культуры, на что у многих предприятий не хватает ресурсов и времени.
Говоря о практических шагах, Сергей Астафуров предложил промышленным компаниям четкий алгоритм действий. Он подчеркнул, что отправной точкой должен стать объективный аудит цифровой зрелости и формирование поэтапной дорожной карты, что позволит сосредоточить усилия на наиболее приоритетных и быстро окупаемых проектах.
Далее, по его словам, предприятиям стоит ориентироваться на открытые платформенные решения с поддержкой интеграции через открытые API. Такой подход обеспечит совместимость с государственными системами, в том числе СМЭВ и ФГИС, и предотвратит появление новых разрозненных ИТ-контуров. Эксперт также обратил внимание на необходимость системных инвестиций в кадры: переподготовку IT-специалистов под актуальные технологические стек-решения и массовое повышение цифровой грамотности сотрудников разных уровней, без чего эффективность внедряемых технологий останется низкой.
Завершая выступление, Сергей Астафуров заметил, что бизнесу важно отойти от позиции пассивного пользователя государственных цифровых сервисов и стать их соразработчиком. По его мнению, активное участие в отраслевых рабочих группах позволит влиять на формирование ФГИС и стандартов, чтобы они учитывали реальные потребности предприятий.
Фото: пресс-служба юридической группы «СоветникПрав».