Двигательная активность как элемент системного подхода в обучении студентов иностранному языку

15 сентября 2025 14:46

Поступление в высшее учебное заведение— важный и долгожданный этап в жизни каждого школьника. Однако обучение в вузе требует от студентов высокой степени самоорганизации, концентрации и значительных физических усилий.

Изучение иностранного языка как отражения культуры конкретной нации представляет собой сложный процесс, включающий освоение четырех ключевых навыков: устной и письменной речи, чтения и восприятия на слух. В рамках вузовского обучения иностранному языку ставится задача формирования профессионального лексического запаса, освоения работы с тематически ориентированными документами, решения кейсов, презентации результатов исследований и развития навыков межкультурной коммуникации, как отмечает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Фирсова И. В.

Эффективное усвоение учебного материала достигается благодаря совместным усилиям студента и правильной методике преподавания. Ключевыми факторами, обеспечивающими высокие академические достижения, являются грамотное распределение видов деятельности на семинаре, применение интерактивных методов обучения, а также учет индивидуальных особенностей учащихся.

Автор считает, что включение заданий и игр с физической активностью в учебные семинары в высшей школе имеет теоретическое и практическое обоснование. Исследования показывают, что физическая активность и умственная деятельность тесно связаны в образовательной среде. Движение стимулирует мозговую активность, обогащая его кислородом. Кроме того, физическая активность способствует расслаблению и снятию психологического напряжения перед использованием иностранных языков.

Различные методы поиска информации, включая перемещение по аудитории, обсуждение мини-тем с переменой партнеров, работу в подгруппах с записью информации на доске и поочередными презентациями, могут быть включены в учебный процесс. Автор подчеркивает, что творческий подход к организации урока предполагает систематическое использование активных форм обучения. Движение само по себе является физиологически стимулирующим, вовлекающим и переключающим элементом. Регулярное включение двигательной активности повышает мотивацию студентов, способствует взаимодействию между ними и улучшает психологический климат на занятиях.

Фирсова И. В. утверждает, что применение этого подхода способствует повышению успеваемости студентов и созданию благоприятной образовательной атмосферы.

Фото: изображение от FreePik