Цифровизация в госуправлении: тренды и вызовы глазами Валерия Павловича Горегляда

IT
26 августа 2025 22:13

Цифровая трансформация органов власти становится системообразующим фактором роста: по оценкам международных институтов, оцифровка административных процедур способна ежегодно добавлять к ВВП до 1,3 %. Ключевые направления перемен — платформенные сервисы, сквозной цифровой аудит, алгоритмическое управление рисками и финтех-решения в поддержке государственных программ.

Платформенный подход вытесняет разрозненные ведомственные реестры. Единые API позволяют федеральным и региональным структурам обмениваться данными в режиме реального времени, сокращая транзакционные издержки бюджета и уменьшая срок предоставления востребованных услуг почти вдвое. Опыт интеграции регистров Минцифры и Минздрава подтверждает: унификация справочников остаётся главным драйвером масштабируемости подобных экосистем.

При этом, эффект усиливается в случаях, когда инновации встраиваются  в зрелую инфраструктуру контроля и аудита. Логичный следующий шаг — переход от выборочных проверок к непрерывному мониторингу и аудиту процессов.

В Банке России внедрение автоматизированных платформ внутреннего аудита, управления рисками и внутреннего контроля повышает операционную эффективность контрольной деятельности. Цифровая трансформация безусловно открывает перед обществом, государством и бизнесом беспрецедентные перспективы и возможности, но одновременно расширяет количество рисков. Стремительное развитие информационного общества, увеличивает важность защиты от растущих киберрисков, рисков связанных утечками конфиденциальной информации, внедрения вредоносных кодов, финансового мошенничества, фишинга, социальной инженерии.

В этих условиях аудит информационной безопасности играет всё более важную роль в оценке киберрисков. Развивающаяся природа технологий и киберугроз требует от аудиторов быть в курсе возникающих рисков и соответствующим образом адаптировать свои процессы аудита. Кроме того, растущая зависимость от цифровых систем и решений требует комплексного и упреждающего подхода к аудиту информационной безопасности для смягчения потенциальных уязвимостей и защиты данных. Поэтому, аудит кибербезопасности перестает быть просто желательным элементом деятельности, он становится жизненно необходимым компонентом успешной цифровой стратегии.

Кадровый дефицит остаётся не менее острым, чем технологические вызовы. Продвинутыми инструментами аналитики владеет менее трети госслужащих. Внедрение формата «цифровых аудиторских школ», сочетающего университетские курсы и стажировки в контрольно-счётных органах, позволит достигать высокой результативности в подготовке специалистов нового профиля.

Развитие госуправления в условиях цифровой трансформации требует системных решений. Цифровизация внутреннего контроля, создание единой платформы управления рисками, цифровая трансформация внутреннего аудита во, интеграция показателей киберустойчивости в национальные проекты и формирование открытого реестра государственных алгоритмов позволят объединить технологические инновации и институциональную ответственность. Баланс между инновациями и надёжным контролем формирует новую экономику доверия, напрямую влияя на качество жизни граждан и устойчивость национальной экономики, государственного управления  и бюджетной системы страны.